Сибирские огни, 1924, № 1
Не в том ли одна из многих причин того, что серапионы — „пос- лушники" этого „настоятеля", „изловчаясь" в жажде новой позы, теряют эту сильную личность в поисках манеры и „адогматического искусства", до того „остранились", что от них грозит остаться только механическая стилизация, манерность и оригинальничание, вместо живой органической искренности поэтической индивидуальности, ищу- щей сказаться... Ведь кокетство не заменяет любви, и „мысль изреченная", став ложью нарочитою, лишь забавляет, а не потрясает! 10 Точка над советским . и". Точка над советским „и" упразднена, но иногда приходится ее ставить для тех, кто пишет (и мыслит) по старой орфографии. Что ж, придется... У нас, на Руси, на роцчне крайнего максимализма, где даже слово „именинник" пишут (согласно известному анекдоту) через че- тыре „еры" — — Ымыныннык— — не умеют соответственно относиться и к этим именинникам, в том числе и литературным: их то сажают под образа—Олимп им по колени—то вываливают под стол... А огни у нас догорают и цветы облетают часто пышной весной и при лампадах, полных масла... Такая же участь постигла и недавних именинников молодой рус- ской прозы—серапионов. Прошло не больше двух лет с тех пор, как все газеты и журналы провозгласили их пророками новых литератур- ных откровений, колумбами Америк, революционного быта и т. д., и т. д.,—и уже спешат их похоронить во цвете лет и сил. И даже учитель их, Е. И. Замятин, в уже цитированной мною статье („О новой ру ской прозе"), поспешил ЗЭЯЕИТЬ, что никакого „братства" то нет, что серапионов, строго говоря, выдума ти и что он сам, Замятин, уподобился той мадам де-Бержере (из Анатоля Франса), что выдумана несуществующего Пютуа... А в газетах и жур- налах бойкие борзописцы уже поговаривают даже о их банкротстве и закате... Я одинаково мало склонен к торжественным иллюминациям, как и к литературным самосудам... Я д/маю, что слухи о смерти серапионов „значительно преузе- личеьы", думаю, что „братство" (по моему, „труппа") существует, и больше того—что серапионы пока только в своей сумме (так сказать, а^самб^е) образуют значительное литературное и социальное явление современности. Их преимущество и, еще больше их горе (з этом-же горе всей современной русской художественной литературы и критики) в том, что все они (и каждый из них)-виртуозы, играющие только на одной струне: кто упражняется исключительно на „черных клавишах", на струне шаржа, на фельдшерской гитаре или балалайке (Зощенко), кто—на струне звериной непосредственности, на ветровом гуде и че- ловеческом примитиве (Вс. Иванов), кто —на узорчатых подтяжках, на гомеопатической толике радости—в непролазной топи (Федин), кто—
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2