Сибирские огни, 1924, № 1

как Эренбург (в „Хулио Хуренито") явил каррикатуру эпопейно евро- пейскую? Ибо на том своеобразном (хоть и однообразном) пути, какой избрал Михаил Зощенко, его подстерегает серьезнейшая опасность— свалиться в безнадежную, „хихикающую" по обязанности, сатирико- новщину, какая была проторена г.г. Теффи и Аверченко, и ^ обресть ту душеспасительную идеологию психологической (и всяческой мнимо- юмористической) реакции, которую зло формулировал когда-то Саша Черный.— „Ноги кверху! Выше! Выше! Счаслив только идиот! Пусть-же яростней и лише Идиотский смех растет!" Ведь не забудем, что аверченковский Цаукин—родной брат Дурашкина. Юморески и гротески—дело хорошее, и свадьбу „барыби стых" дал Зощенко подлинно классическую, но... ведь всякие бывают свадьбы и гротески. Помню в киевском театре „Гротеск" и такую, когда детишки, окружив новобрачных, приплясывают, напевая „Утоп- леник" Пушкина, и похлопывая в ладошки после всякого четверости- шия, завершают пушкинское „тятя-тятя, наши сети притащили мерт- веца" восторженным визгом. - —Хор-р-рошо, хор р рош-шо, это оч-чень хор-р-ро-шо! Что, в самом деле, может быть плачевнее спецов от юмористики! Когда все в жизни обращается лишь в средство для смеха, а то и „хихиканья",— это, поверьте, еще печальнее, чем брюсовское: все в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов". А для того, чтобы ясно стало, что Зощенко грозит эта опасность докатиться до аверченковской специальности, напомню, что его-же перу принадлежит целая книжка „Юмористических рассказов"— г ), самое-то название—„Юмористические рассказы" реставрирует „симпа- тичную* сатириконью традицию! (где на пространстве 125 страниц царит сплошная цацкинщина, сыпятся анекдоты и анекдотики—увы, далеко-далеко не всегда даже остроумные и, коне чно, не художествен ные). Уж это, как будто, не оч-ч чень хор-рошо... И даже вовсе нехорошо. 4. Про радость от узорчатых подтяжек. (Константин Федин). „И из статуи, изображающей скорбь, длящуюся вечно, он создал изображение радости, длящейся одно мгновение..." Это не из Федина. Это из гениальней миниатюры-сказки Оскара Уайльда. Но это—про Федина, именно: про „серапионова брата"—Кон- стантина Федина. — Нету у меня ни к кому ненависти—вот моя „точная идеология". Это тоже не из Федина. ') М. Зощенко. „Юмористические рассказы", изд. „Радуга", М., 1923 г. стр. 125. 217

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2