Сибирские огни, 1924, № 1

Но какими путями этот подбор вождей в партии может быть осуществлен? Идеальный порядок, был бы следующий. „Всеобщий (в буквальном смысле слова) контроль за каждым человеком в партии (речь идет о германской сои.-дем. Я. Д.) на его политическом поприще создает автоматически действующий механизм, дающий то, что в биологии называется «выживанием наиболее при- способленных». Все знают, что такой то политический деятель начал с того то, пережил такую то эволюцию, проявил себя в минуту жизни трудную так-то, отличается вообще такими то качествами—и естест- венно поэтому, что такого деятеля могут с сознанием дела выбирать или не выбирать на известную партийную должность все члены пар- тии. „Естественный отбор" при полной гласности выборности и все- общем контроле обеспечивает, что каждый деятель оказывается в конце концов „на своей полочке", берется за наиболее подходящее его силам и способностям дело, испытывает на себе самом все по- следствия своих ошибок и доказывает перед глазами всех свою спо- собность сознавать свои ошибки и избегать их". *) Не всегда, конечно, осуществима эта „идеальная схема естест- венного отбора" вождей в политической партии. Обстановка может не позволить осуществлению широкой гласности (это в одинаковой мере относится кек к партии, находящейся в подполье, так и к пар- тии, стоящей у власти). Кроме того, если политическая партия по сво- ему социальному составу довольно пестра, если уровень политиче- ского ее развития не особенно высок и в то же время партия работает вс враждебном окружении, приходится вмешиваться в процесс „естественного отбора" вождей, дабы обеспечить в партии гегемонию элементов, более закаленных, более выдержанных и соз- нательных, хранящих преемственность руководства. На этой почве могут возникать конфликты, нездоровая борьба за влияние в партии. Единственный выход в таких случаях—вопрос о пригодности того или другого вождя ставить на обсуждение более широких кругов партии. „Партийная масса сумеет своим медленным, незаметным, но зато упорным воздействием внушить им (оппозиционным, склочным эле- ментам, Я Д.) добрую волю к соблюдению партийной дисциплины, сумеет охладить пыл анархического индивидуализма, сумеет своим равнодушием доказать ничтожное значение разногласий, преувеличи- ваемых тяготеющимй к расколу элементами". **) Партия, как авангард класса, не мыслима без дисциплины, ибо без нее невозможно единство воли, единство действия, единство практи- ческого выступления. И чем труднее обстановка, тем более строгой должна быть дисциплина. Партийной дисциплине Ленин, как гений революционного дейст- вия, должен был придавать особенное значение, как средству, позво- ляющему тысячи, десятки тысяч, миллионы индивидуальных воль, дей- ствий превращать, трансформировать в единую коллективную волю в коллективное действие. *) „За 12 лет" стр. 287. *} Н. Ленин,—Собрание сочинений, том 4, стр. 'Л.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2