Сибирские огни, 1924, № 1
сними теориями (теперь идеализм как раз рядится в „новейшие за- воевания" в области естествознания) нельзя бороться „талмудически", марксистской буквой, „священными текстами", цитатами, здесь требует- ся другой путь. Ленин указывает этот путь. Вся 5 ая глава философской работы Ленина посвящена разбору и критика новейшей теории в области естествознания, главным обрезом физики. „Новая физика", пишет Ленин, „свихнулась в идеализм главным образом потому, что физики не знали диалектического материализма. Они боролись с матафизическим (энгельсовском, а не позити- вистском, т. е. юмистском смысле этого спова) материализмом, с его односторонней „механичностью" и при этом выплескивали из ванны вместе с водой ребенка. Отрицая неизменность известных до тех пор элементов и свойств материи, они скатывались к отрицанию материи, т. е. об'ективной реальности физического мира. Отрицая абсолютный хаэактер важнейших и основных законов, они скатывалис к отрицанию всякой об'ективной закономерности в природе, к об'явлению законов природы пустой условностью „логической необходимостью" и т. п. Настаи- вая на приблизительном, относительном характере наших знаний, они скатывались к отрицанию независимого от познания об'екта, приблизительно- верно относительно—правильно отражаемого этим познанием". *) Ленинский метод в области философии, временно забытый, не- популярный, начинает сейчас обращать внимание. Виднейший русский физик Тимирязев (коммунист), в журнгле „Под знаменем марксизма", (№ 6—7 от 1923 г., стр. 233), рекомендует марксистам, отправляющимся на теоретические споры по вопросам естествознания, основательно познакомиться с пятой главой ленинского „Эмпириокритицизма". „Прав- да" от 10 февраля с. г. передает, что профессор Тимирязев сообщил следующий любопытный факт: ученые естествоиспытатели приходили в восхищение, когда им Тимирязев читал главу из книги Ленина, по священную критике новейших теорий физики и отказывались верить, что это написано не рукой ученого физика. .1 Мы нарочно задержались на Ленине, как теоретике и, в частно- сти, на философской его работе потому, что его громадная теоретиче- ская работа обычно заслоняется гигантской практической револю- ционной работой. Ленин, как вождь, как революционный стратег, заслоняет собою Ленина-теоретика. Теоретические научные работы Ленина—это только вынужденная остановка, подготовка к революционной практике, так как „без рево- люционной теории не может быть революционного действия", и „роль передового борца может выполнить только партия, руководимая пе- редовой теорией". Ленин даже считал, что русской социал демократии теория особенно нужна: во-первых потому, что с.-д. только еще выра- батывает свою физиономию и далеко еще не закончила счетов с дру- гими направлениями революционной мысли, грозящими совлечь дви- жение с правильного пути, во-вторых потому, что русской социал- *) Н. Ленин.—„Материализм и эмпириокритицизм", стр. 265—266 (курсив наш. Я. Д.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2