Сибирские огни, 1923, № 4

ладану" и, главное,—„слушает того ламу царевич". В настоящем—„консолидация интелли­ гентных сил в пределах каждой отдель­ ной национальности. В революционный лериод эта тенденция особенно ярко ска­ залась в создании национальных комите­ тов, советов и т. д. Мы остановимсяздесь, ради краткости, лишь на некоторых явле­ ниях и эпизодах прошлого и настояще­ го бурятской интеллигенции"... И вот, ради краткости, автор сообщает о .некоторыхявленияхиэпизодах прошло­ го и настоящего бурятской интеллиген­ ции"—о борьбе за алфавит... .Два мири как бы готовы окончательно раскрыться один для другого всвете еди­ ного духа культуры и человечности”. Да, г. Козьмин. не только, „как-бы го­ товы*, но окончательно слились. Слились в недоступную для вашего понимания „Единую", „Неделимую" Россию. Больше­ вики „не пренебрегли туземными языка ми", а дали каждой народности ее род­ ное, близкое ей. Если и встречаются на пути окончательного слиянияшероховато­ сти, то только потому, что туземная ин­ теллигенция слаба и количественно, и качественно; что она вынуждена еще тер­ петь „гениев-покровителей", „суллэтен- гри“, чуждых своей национальности. Столетие со дня рождения большого бурятского ученого Банзарова было оз- «аменовано вышеназванной брошюрой. Ей предпослано предисловие проф. 11ет- ри, в которомсказано: „так какдень юби­ лея не ждет", то автор „поспешно" на­ писал биографию и „не успелкритически разобрать >'и осветить работы ученого бурята". И впрямь, автор очень спешил... просто пересказать биографию Банзарова, на­ писанную Савельевым и Потаниным. У первого он заимствовал даже „критиче­ ский разбор". Свое-же „поспешно" изла­ гает так. „Содержание „Черной веры" приблизительно таково: в начале автор ее говорит, что древняя вера монголов, которую они исповедывали до принятия буддизма, не обращала на себя внимание ученых и причину он видит в недостатке данных, по которым можно было-бы дать ясное понятие об этой вере". В таком „приблизительном" духе П. Хороших из­ лагает классическое произведение .Пер­ вого бурятского ученого". В дальнейшем изложении вы не найдете яркого указа­ ния, кроме обычных, шаблонных фраз, «а огромную культурную и общественную роль Банзарова. Зато встретитесь с опи­ санием похорон, с сообщением о том, что „злоупотребление тарасуном послужило причиною того (курсив П. Хороших), что он постепенно стал забрасывать свои научныезанятия и„превращаться в старо­ светского бурята", что в письме Банза- ров сообщает: „Как не приятно, вообще, письмо ваше, но еще приятнееиглубоко­ мысленней обещание, что вы приготовите новую колоду карт и хорошую водку к моему приезду". Все это, по мнениюавтора, повидимому, возвысит Банзарова в глазах его сороди­ чей и „попав в тишину бурятских степей, на примере Д. Банзарова укажет ка­ ждому’интеллигентному буряту те преиму­ щества, которые он в деле изучения своей родной старины имеет сравнитель­ но с русскими или иными „исследовате­ лями чужеземцами" и пробудит интерес и стремление к собиранию и сохранению того народного достояния, которое неиз­ бежно гибнет под натиском европейской культуры", Так новоявленные „историки1 перели­ цовывают затасканную хламиду областни­ чества. В. Махов. Потребительская кооперация Си­ бири. Г. Новониколаевск. Издание Сибирского отделения Центросоюза. Появление книги В. Махова нельзя не приветствовать. Тот, кто соприкасался с вопросами изучения Сибири, знает с ка­ кими трудами сопряжено, особенно те­ перь- после гражданской войны—получе­ ние необходимых материалов. Чтобы изу­ чать какой-нибудьвопрос историиСибири, нужно уехать из Сибири... в Петроград, в Москву, аможетбыть изаграницу. Сибирь еще не привыклаценитьпамятниковсвоей истории: нам нужно много поработать, чтобы все относящиеся к историиСибири материалы привести и сделать их доступ­ ными для научной любознательности. В этом отношении труд тов. В. Махова можно, по количеству собранного мате­ риала по истории потребительской коопе­ рации Сибири, рассматривать, как своего рода подвиг. Мы приветствуем книгу т. В. Махова еще и потому, что.это первая и в общем удачная попытка дать Историю потреби­ тельской кооперации Сибири. Мы знаем много отдельных статей, которые поме­ щались в старых и в современных совет­ ских кооперативных журналах по темили иным вопросам кооперативной жизни Си­ бири, но все они были далеки от задачи дать общую картинуразвитиякооперации.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2