Сибирские огни, 1923, № 4
ладану" и, главное,—„слушает того ламу царевич". В настоящем—„консолидация интелли гентных сил в пределах каждой отдель ной национальности. В революционный лериод эта тенденция особенно ярко ска залась в создании национальных комите тов, советов и т. д. Мы остановимсяздесь, ради краткости, лишь на некоторых явле ниях и эпизодах прошлого и настояще го бурятской интеллигенции"... И вот, ради краткости, автор сообщает о .некоторыхявленияхиэпизодах прошло го и настоящего бурятской интеллиген ции"—о борьбе за алфавит... .Два мири как бы готовы окончательно раскрыться один для другого всвете еди ного духа культуры и человечности”. Да, г. Козьмин. не только, „как-бы го товы*, но окончательно слились. Слились в недоступную для вашего понимания „Единую", „Неделимую" Россию. Больше вики „не пренебрегли туземными языка ми", а дали каждой народности ее род ное, близкое ей. Если и встречаются на пути окончательного слиянияшероховато сти, то только потому, что туземная ин теллигенция слаба и количественно, и качественно; что она вынуждена еще тер петь „гениев-покровителей", „суллэтен- гри“, чуждых своей национальности. Столетие со дня рождения большого бурятского ученого Банзарова было оз- «аменовано вышеназванной брошюрой. Ей предпослано предисловие проф. 11ет- ри, в которомсказано: „так какдень юби лея не ждет", то автор „поспешно" на писал биографию и „не успелкритически разобрать >'и осветить работы ученого бурята". И впрямь, автор очень спешил... просто пересказать биографию Банзарова, на писанную Савельевым и Потаниным. У первого он заимствовал даже „критиче ский разбор". Свое-же „поспешно" изла гает так. „Содержание „Черной веры" приблизительно таково: в начале автор ее говорит, что древняя вера монголов, которую они исповедывали до принятия буддизма, не обращала на себя внимание ученых и причину он видит в недостатке данных, по которым можно было-бы дать ясное понятие об этой вере". В таком „приблизительном" духе П. Хороших из лагает классическое произведение .Пер вого бурятского ученого". В дальнейшем изложении вы не найдете яркого указа ния, кроме обычных, шаблонных фраз, «а огромную культурную и общественную роль Банзарова. Зато встретитесь с опи санием похорон, с сообщением о том, что „злоупотребление тарасуном послужило причиною того (курсив П. Хороших), что он постепенно стал забрасывать свои научныезанятия и„превращаться в старо светского бурята", что в письме Банза- ров сообщает: „Как не приятно, вообще, письмо ваше, но еще приятнееиглубоко мысленней обещание, что вы приготовите новую колоду карт и хорошую водку к моему приезду". Все это, по мнениюавтора, повидимому, возвысит Банзарова в глазах его сороди чей и „попав в тишину бурятских степей, на примере Д. Банзарова укажет ка ждому’интеллигентному буряту те преиму щества, которые он в деле изучения своей родной старины имеет сравнитель но с русскими или иными „исследовате лями чужеземцами" и пробудит интерес и стремление к собиранию и сохранению того народного достояния, которое неиз бежно гибнет под натиском европейской культуры", Так новоявленные „историки1 перели цовывают затасканную хламиду областни чества. В. Махов. Потребительская кооперация Си бири. Г. Новониколаевск. Издание Сибирского отделения Центросоюза. Появление книги В. Махова нельзя не приветствовать. Тот, кто соприкасался с вопросами изучения Сибири, знает с ка кими трудами сопряжено, особенно те перь- после гражданской войны—получе ние необходимых материалов. Чтобы изу чать какой-нибудьвопрос историиСибири, нужно уехать из Сибири... в Петроград, в Москву, аможетбыть изаграницу. Сибирь еще не привыклаценитьпамятниковсвоей истории: нам нужно много поработать, чтобы все относящиеся к историиСибири материалы привести и сделать их доступ ными для научной любознательности. В этом отношении труд тов. В. Махова можно, по количеству собранного мате риала по истории потребительской коопе рации Сибири, рассматривать, как своего рода подвиг. Мы приветствуем книгу т. В. Махова еще и потому, что.это первая и в общем удачная попытка дать Историю потреби тельской кооперации Сибири. Мы знаем много отдельных статей, которые поме щались в старых и в современных совет ских кооперативных журналах по темили иным вопросам кооперативной жизни Си бири, но все они были далеки от задачи дать общую картинуразвитиякооперации.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2