Сибирские огни, 1923, № 4

Вот тот материал, который послужил фоном для самых причудливых легенд. Одну из них считаю не лишним приве­ сти здесь для иллюстрации. Один крестьянин, старик Соколов, рас­ сказывает: „манифест об освобождении крестьян издали, а народ все не уволь­ няют. Крестьяне по прежнему всюду ра­ ботают. И был такой человек, с хорошей головой, который настоящим манифе­ стом раздобылся, и к этому манифесту народ собрался. Тысяч семнадцать народу собралось, а донесли, будто народ взбун­ товался. Пришли солдаты, стали стрелять. А потом, когда много народу поубивали, Афанасий Прокопьич и вздумал панихиду о нем служить. Тут его и арестовали. По­ садили его на габвахту, где царскую фа­ милию содют. Думал, что повесят. Сидел он одиннадцать ден. Привели его ко го­ сударю. Тут и говорит ему государь: „ну, садись, Афанасей Прокопьич". Сел он, стали они беседовать. В конце беседы и говорит ему государь: „Ну, А. П., полю­ бил я тебя и во всем прощаю. Оставайся у меня в канцелярии”,—и положил ему пятьсот рублей в месяц. Пробыл он у царя в канцелярии полторагода. Но толь­ ко стал он шибко вино пить. А потом еще стали на него высшие чины злоб­ ствовать, потому что А. П. обо всякой их пакости самолично государю докладывал. Сновачтфизвал его государь и говорит: „Ну, А. П., приходится нам с тобой рас­ ставаться", отпустил его, значит, и боль­ шие прогоны выдал". Некоторый материал для легенд дала крестьянам и личная жизньЩапова. Мол­ ва утверждала, что Афанасий Прокопье­ вич Щапов—безбожник, чернокнижник, колдун. „Был он чудной какой-то—вспоминает о нем одна престарелая старожилка Ан- ги.—Что-то ходил все зря, каки-то все сведения собирал. Безбожник был. При­ дет в храм—не перекрестится". М. Азадовский не ограничивается про­ стым приведением всех собранных им ле­ генд. Он пытается в своей маленькой брошюрке, на основании этих легенд, вы­ явить также некоторые черты и особен­ ности характера Щапова. Интересующиеся личностью Щапова найдут в этой брошюре небольшой, но ценный материал. В. Н. Ямин. Н. Н. Козьмин. Туземная интеллигенция Сибири. Издание Восточно-Сибирского Отдела. Русского Географического Общества. Иркутск- 1923 года. Стр. 30. П. Хороших. Первый бурятский ученый Дорджи Банзаров (к столетию со дня рожде­ ния). Краткий биографический очерк, с при­ ложением портрета, гравирован, худ. Д. А. Болдыревым - Казариным. „Буряты отныне приобрели право на большее внимание, потому что из среды их вы­ шел Дорджи Банзаров; буря­ ты с гордостью могут приво­ дить его имя, как представи­ теля своего в областинауки". (П. Савельев). „Физиологически оба мира стали сли­ ваться уже в первое столетие после своей встречи" (Речь идет о слиянии и взаим­ ном понимании двух миров: туземного и пришлого). „Это был первый проблеск нарождения сибирской интеллигенции, как выразительницы туземных интересов и туземного умонастроения. Но эта интел­ лигенция все-таки чувствовала себя в большем родстве с Ермаком, чем с Кучу- мом". И дальше Козьмин повествует азбуч­ ные истины о фольклоре туземцев, об их интенсивной духовной жизни, о несправед­ ливой оценке, дававшейся навозными бытописателями сибирякам. О том, что „в этих странах сохранились воспоминания, часто смутно -фантастические, сказочные, легендарные, о прошлом, с яркими про­ явлениями национальной мощи и напря­ женной мысли и воли, а, с другой сто­ роны, также не всегда осознанная и фор­ мулированная тяга к культуре и культур­ ным центрам". И вот навстречу этой тяге„ссвоеобраз­ ным светильником, взятым из буддийско­ го храма“5 явился первый в этих степях лама—и лама тибетский... Этот лама „не пренебрег туземными языками, которые былиемуне менее чужды, чем европейцу*. В 17 веке русских поражало^ „в юртах, в большом числе стояли литые, серебря­ ные с позолотой бурханы; перед ними такие-же дорогие большие чаши. Вокруг свечи, зажигавшиеся на подставках и... горят те свечи тихонько день и ночь*, „а дух от тех свеч, что от ладану". Броса­ лось в глаза, что около князя обычно си­ дел лама, с которым тот неизменно сове­ товался—„слушает того ламу царевич". Вы видите какая красота в прошлом: национальная мощь, напряженная мысль, бурханы, свечи и дух от свечей, .что от

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2