Сибирские огни, 1923, № 4
Критика и библиография. „Степные Зори". Литературно-художествен* иый инаучно-публицистический двухмесячник. Книга первая. Январь—апрель 1923 г., г.Орен- бург. Дом печати. Киргосиздат, 108 стр. Гораздо радостнее бывает взять в руки новый провинциальный журнал, нежели столичный. Первый обычно свежее, обна женней, искренней, на нем меньше лощен ной, вуалирующей свое нутро, литератур щины—словно русский парень выходит впервые на широкую улицу, щуря насиль но глаза на солнце. Такое впечатление создается и от Орен бургских „Степных Зорь". По первому но меру ещё трудно решить, чем кончится этот выход,- походка его неуверенна, ча сто „ноги пишут вензеля", но чувствуется нечто здоровое в самой попытке доселе неведомого выйти на простор. Журнал внешне старается, как нам ка жется, подражать .Сибирским Огням". Все, начиная с заглавия программы и подзаго ловков напоминает Сибирского собрата, и даже расположение самого материала. В первом, художественно-литературном отделе, занимающем немного более двух печатных листов, даны четыре коротких рассказа и семь стихотворений. Это самый трудный отдел для провин' ции: столица высасывает и покупает у ней все мало-мальски заметное и талант ливое, столица имеет всегда уже в этом отношении готовое и завершенное, - про винции приходится поднимать целину и искать новые залежи—новые таланты. Проза в журнале прилична, но не боль ше. Художники Киргизии очень робко пытают свои силы, ограничиваясь или бы товыми очерками и притом внешнего ха рактера (Вл. Лазарев. Я. Васильева), или с’уживая свои задачи политическими тра фаретными лазейками — (П. Зарницын. Майер). Не задачу зарисовать жадно и взбудораженно новую жизнь ставят они перед собой, а загнать ее в русло гото вых чувствований и умственных формул. Поэтому, изображение Васильевой и Майера грешат налетом слащавой суб’ек- тивной сентиментапьности, переходящей у последнего в идиллические картиночки батально-собственнической пасторали. Му жика так изображать нельзя, так мыслят и чувствуют не мужики Андреи, а роман тически настроенные гимназистки. Стихи в журнале гораздо лучше. Опре деленно хороша аллитерэма Д. Гуглин- ского „Сонная соната". Чувствуется, что это молодой поэт, но поэт именно нуж ного типа: он умеет в условную и надоев шую форму стиха влить свое содержание: простое* ясное; умеет схватить лик степ ного, жуткого и мертвого городка про стыми мазками; он не только видит одурь этого городка, но и чувствует ее концен трацию в отдельных угонках и умеет ее запечатлеть достаточно скупо, экономно и выразительно. „Обыденностью заплясала Такая сонность медных лбов. Что даже дорожавший сахар Унылой будничностью был". Это не шаблонно и достаточно выра зительно. Поэт талантлив, несмотря на не уверенную ломкость многих строф в дан ной поэма. Как обычно, интересны стихи Ив. До ронина, поэта не Оренбуржца и притом уже вылетевшего из провинции в сто лицу. Лучше стал писать, нежели в своей книге „Песни мятежника" М. Баталов: бли же подошел к изображению своих ощу щений, и во втором стихе его нет уже типичного для него политически-грубого барабана. Первый стих его по прежнему слаб, декларативно нехудожественен. По путно заметим, что письмо „Оренбургской студии пролетарских литераторов" нам ка жется, по меньшей мере, странным, чтобы не сказать больше. Что это за розыск и раскрытие инициалов И. Е.? Причем тут поэзия Ерошина, а если-бы даже допу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2