Сибирские огни, 1923, № 4

Критика и библиография. „Степные Зори". Литературно-художествен* иый инаучно-публицистический двухмесячник. Книга первая. Январь—апрель 1923 г., г.Орен- бург. Дом печати. Киргосиздат, 108 стр. Гораздо радостнее бывает взять в руки новый провинциальный журнал, нежели столичный. Первый обычно свежее, обна женней, искренней, на нем меньше лощен­ ной, вуалирующей свое нутро, литератур­ щины—словно русский парень выходит впервые на широкую улицу, щуря насиль­ но глаза на солнце. Такое впечатление создается и от Орен­ бургских „Степных Зорь". По первому но­ меру ещё трудно решить, чем кончится этот выход,- походка его неуверенна, ча­ сто „ноги пишут вензеля", но чувствуется нечто здоровое в самой попытке доселе неведомого выйти на простор. Журнал внешне старается, как нам ка­ жется, подражать .Сибирским Огням". Все, начиная с заглавия программы и подзаго­ ловков напоминает Сибирского собрата, и даже расположение самого материала. В первом, художественно-литературном отделе, занимающем немного более двух печатных листов, даны четыре коротких рассказа и семь стихотворений. Это самый трудный отдел для провин' ции: столица высасывает и покупает у ней все мало-мальски заметное и талант­ ливое, столица имеет всегда уже в этом отношении готовое и завершенное, - про­ винции приходится поднимать целину и искать новые залежи—новые таланты. Проза в журнале прилична, но не боль­ ше. Художники Киргизии очень робко пытают свои силы, ограничиваясь или бы­ товыми очерками и притом внешнего ха­ рактера (Вл. Лазарев. Я. Васильева), или с’уживая свои задачи политическими тра­ фаретными лазейками — (П. Зарницын. Майер). Не задачу зарисовать жадно и взбудораженно новую жизнь ставят они перед собой, а загнать ее в русло гото­ вых чувствований и умственных формул. Поэтому, изображение Васильевой и Майера грешат налетом слащавой суб’ек- тивной сентиментапьности, переходящей у последнего в идиллические картиночки батально-собственнической пасторали. Му­ жика так изображать нельзя, так мыслят и чувствуют не мужики Андреи, а роман­ тически настроенные гимназистки. Стихи в журнале гораздо лучше. Опре­ деленно хороша аллитерэма Д. Гуглин- ского „Сонная соната". Чувствуется, что это молодой поэт, но поэт именно нуж­ ного типа: он умеет в условную и надоев­ шую форму стиха влить свое содержание: простое* ясное; умеет схватить лик степ­ ного, жуткого и мертвого городка про­ стыми мазками; он не только видит одурь этого городка, но и чувствует ее концен­ трацию в отдельных угонках и умеет ее запечатлеть достаточно скупо, экономно и выразительно. „Обыденностью заплясала Такая сонность медных лбов. Что даже дорожавший сахар Унылой будничностью был". Это не шаблонно и достаточно выра­ зительно. Поэт талантлив, несмотря на не­ уверенную ломкость многих строф в дан­ ной поэма. Как обычно, интересны стихи Ив. До­ ронина, поэта не Оренбуржца и притом уже вылетевшего из провинции в сто­ лицу. Лучше стал писать, нежели в своей книге „Песни мятежника" М. Баталов: бли­ же подошел к изображению своих ощу­ щений, и во втором стихе его нет уже типичного для него политически-грубого барабана. Первый стих его по прежнему слаб, декларативно нехудожественен. По­ путно заметим, что письмо „Оренбургской студии пролетарских литераторов" нам ка­ жется, по меньшей мере, странным, чтобы не сказать больше. Что это за розыск и раскрытие инициалов И. Е.? Причем тут поэзия Ерошина, а если-бы даже допу­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2