Сибирские огни, 1923, № 4
Критикам Лефа Арватову и Силлову, остро и справедливо би чующих В. Брюсова и пролетарских поэтов за „контр-революцию формы" будет еще, видимо, не мало работы. Что-же касается утилитарности, то и этот вопрос решен Лефом более, чем относительно. Конечно, и „Мороженицу богов" можно утилизировать для анти-религиозной пропаганды, но с расчетом на такого потребителя, который как человек из анекдота, удовлетворился бы тем, что с пользой проглотил-бы бумажку прописанного ему рецепта. Между тем, Леф своим декоративным шумом подчеркивает то, что его работа— чуть-ли не насущнейшая потребность пролетар ской революции. Естественно, что это вызвало отпор „правого фрон та искусства", имеющего все. основания считать себя не менее свя занным с революцией, чем Леф. Журнал „Н а посту" орган литера турной группы „Октябрь" можно рассматривать как прямое послед ствие Лефа. „Мы рекламируем... мы поощряем... мы гильотинируем... „Леф на страже",—провозгласили Леф. „Мы не позволим... мы мо билизуем.. мы призовем... мы положим конец... мы—на посту", от вечают им шумом на этот раз отнюдь не декоративным, Группа „Октябрь" выделилась из „Кузницы " недовольная тем, что та якобы отстает от революции. Что разногласия между двумя группами ка саются только поэтических тем (главным образом, требование бодро сти) и что по методу литературной работы они едины, это можно иллюстрировать такой парой примеров. „На посту" ссылается на стих. В. Кириллова. „Я подслушал эти песни", как н образец прошлого мастерства „Кузницы". Если напомнить это стихотворение: Я подслушал эти песни близких радостных веков... В шуме фабрик, в криках стали, в злобном шелесте ремней... Я узнал, что мудрость мира— вся вот в этом молотке. В этой твердой и упорной, и уверенной руке... и т. д. то станет наглядным, что размер, ритм, фразировка, постановка прилагательных— все, что формирует эти стихи— Кириллов берет у Б ал ь монта. Так, у последнего, например, читаем: Чьи-то взходи, чье-то пенье, чье-то скорбное моленье, И тоска, и упоенье,—точно искрится звезда... Точно их томит тревога, жажда веры, жажда Бога... Чуть трепещут очертанья вещих сказочных стволов... Это работа по готовой форме. Если взять, например, стихи одно го из виднейших поэтов „Октября" Г. Лелевича, рекомендуемые жур налом „На посту", то столь-же наглядным станет, что Бальмонта за менил Тихонов. Лелевич: „Красные черти кругом отошли, Но телефон прокричал приказ: — „Товарищ Штейн, надежда на Вас" Оторвался от трубки, строен и прям, И спокойно вернулся к бойцам.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2