Сибирские огни, 1923, № 4
Звериное в человеке и человеческое в звере — вот где пафос творчества Вс. Иванова. Быть может он один из ярчайших ма стеров звериного быта. Похоть, голод и жажда крови — таковы киты, на которых стоит земля — (у Иванова — земля не вращается, а, конечно, стоит на китах), таковы стихийные силы степи, таковы цвета всех ветров, дующих с запада и с востока, от белых и красных, от белогвардейцев Обабов и Трубычевых, от „большаков" Никитиных и Запусов, от мужиков-пар- тизан, прячущихся в „черни" лесов. Все мысли, все чувства человеческие по Вс. Иванову примитивны и физиологичны. Людям думать трудно, мысль, страдание, тяжесть; да, собственно, и не мысли это, а какие-то обрубки мяса, крови, тайных инстинков бессознательных влечений и похотей. Неисчерпаема, поистине, изобретательность художника в передаче примитивных движений этих комочков слизи или горных оползней, какие почему-то называются у него „мышлением". „Мыслит" упродкомиссар Савелий Скученый: — „Будто кишки у меня в голове то, а не мозги — и в кишках тех понос".1) Я вот из другого лагеря „мысли" попа Наума: — Мысли были такйе сытые й приятные, будто бараны осенью" .а) У кулака Кондратия Никифоровича— „мысль у него внутри, как мышь в .полном закроме, лениво шмыгает".3) Но не подумайте, что такой зверино -примитивный шорох мысли присущ только кулаку: у работника его Ерьмы „мысли, как цыплята под наседку, густо набиваются в голову — хорошие и нужные".4) Я у дьякона — у того еще проще— „вместе с потом и душа у него наружу вылазит".6) И какие-же у таких одноклеточных людей возможны страдания, трагедии, боли? Жалуется дьякон учителю сельскому: „душа болит, Потапыч". Ответствует учитель сельский Отчерчи: „Я ты, отец Наум, квасу выпей — пройдет",6) Ну, как не пожалеть после этого, что братья Карамазовы квасу не выпили — не было-бы у нас карамазовщины! Ибо разве не карамазовской мукой неверия, неприятия „мира божьего" издерган белый капитан Незеласов (герой повести „Броне поезд № 14— 69“)? И разве не тем-же упрощеннейшим ощущением наседки на яйцах отзываются в нем его мысли: „В голове — признается капитан — как наседка, да у ней триста яиц... Высиживает".7) Правда, учителю Отчерчи не в пример поручик Обаб в/,дит исход из незеласовских мук не в квасе, а в женщинах: „Женщину вам надо — решает он.— Давно женщину имели?" И „трагический" капи тан Незеласов соглашается: „Может быть, может быть.., попробую. ') „Седьмой берег“. Рассказы. Изд. .Круг", М. 1922 г., стр. 227, см. рассказ „Глиняная шуба", стр. 8. 2) Н.. стр. 14. 3) Н.. расск. „Синий Зверюшка5, стр.72. 4) Н . стр 77. s) Н., расск. «Глиняная шуба", стр. 6 ®) Н. стр. 13 7) , Сопки”, повесть .Бронепоезд" 14 — 69, стр. 8.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2