Сибирские огни, 1923, № 4
дится; остается использовать Обскую губу, насколько это позволяют стихйные условия. Между прочим, до экспедиции Д. Ф. Котельникова по всей губе от мыса Ямсале до выхода в океан не существовало ни одного бере гового знака, что чрезвычайно затрудняло плавание, так как низкий Ямальский берег, ближе к которому пролегает рекомендованный курс, удивительно однобразен; ни пригорка, ни, разумеется, дерева или кустика. Лоцману решительно не к чему прицепиться, чтобы ориен тироваться в положении судна. Добавьте к этому почти постоянную рефракцию, которая сбивает с толку или еще хуже — хотя бы легкий туман — и положение делается нелепым. Остаются часы и ход судна, но при сильном дрейфе (скольжении) некилевого судна в ветряную погоду и это помогает мало. Я помню, как Однажды мы, идя с севера, целый день отыскивали вход в бухту Находку, не имея опорных пунктов. Вытекала первейшая необходимость— поставить береговые знаки, и это было выполнено Котельниковым. Знак строится 5 саженей высоты и состоит из трех бревен в виде треноги, и выше — из одного бревна с индивидуальным значком в виде одного или двух треугольников в различных комбинациях. Кроме того, каждый знак был снабжен Даленовским фонарем с опре деленным для каждого ритмом — затухания, это для темных осенних ночей. После постановки знаков в Находке, на мысе Виткова, Поюто, Каменном левого берега, на Трехбугорном, м. Котельникова и Таране правого берега почувствовался прямо комфорт полной уверенности в ориентировке. Восточный берег Обской губы значительно выше Ямальского; там яры мысов Круглого и Трехбугорного, обставляющих с юга и се вера вход в Тазовскую губу, поднимаются до 25 сажен над уровнем губы и видны издалека. Тоже и севернее; от Трехбугорного тянется непрерывный высокий яр вплоть до Котельникова и Тарана. Не толь ко берег, но и верхняя часть яров несут на себе те же признаки бы лого оледенения, как это мы видели на Оби, т. е. глыбы уральского гранита в десятки и сотни пудов весом. Один бывалый капитан рассказывал мне, что кучи камней мо жно видеть даже в самом русле р. Таза, и это, повидимому, самая восточная граница былого распространения уральского ледника. Несмотря на крутизну яров правого берега, губы берега также очень отмелы, и подойти к берегу возможно лишь на плоскодонных речных лодках, и то не везде. ч Почти ничем не защищенная водная поверхность в 50—60 верст ширины подвержена ветрам всех румбов, и здесь нередко возни кает сильное волнение, особенно у выхода Тазовской губы. Правда, „Мария" не обладает хорошими мореходными качествами, но всета- ки бывало не раз, что при боковом ветре она черпала бортами; кни ги, посуда и др. вещи в кают-компании летели на пол, и большая часть команды укачивалась в лежку; с „Енисеем", вследствие его не лепой конструкции, бывало еще хуже, настолько, что опытные мо ряки почти отказывались плавать на нем. Но вот что интересно: как
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2