Сибирские огни, 1923, № 4
Путь освобождается от полярных льдов лишь в конце августа, а в середине сентября закрывается вновь. В первом мы скоро убе дились, направившись 18 июля из Находки на север, к выходу Тазов- ской губы. Скоро мы подошли к сплошным льдам, которые перего родили губу во всю ширину; только недалеко впереди были видны узкие темные полыньи. Температура сразу упала, и все укутались в шубы. Между отдельными льдинами, то и дело, появлялись темные головы и спины тюленей; они ныряли, вновь подплывали и с любо пытством рассматривали пароход. „Мария" сделала попытку резать лед, осторожно нажимая на него носом. Льдины легко лопались и с своеобразным звоном и шелестом рассыпались в куски и толстые иголки. Прошли в первую полынью, перерезали вторую полосу льда, опять засинела полоса открытой воды, но дальше лед и лед до гори зонта. Пришлось вернуться назад, чтобы терпеливо ждать, когда южный ветер угонить льды дальше на север. Такая длительная задер жка льдов вызывается резким сужением губы в „горле" между мы сами Каменным с запада и Круглым с востока. Здесь расстояние между ними не больше 25 верст при средней ширине губы в 50. 24 июля горло очистилось от льда, и мы смогли пройти в Тазов- скую губу, но сейчас же к северу от Тазовской губы лежали сплош ные льды. 8 августа пароход, лавируя между отдельными плавающими льдинами, достиг 70° северной широты, но дальше опять были льды. Правда, лед уже поломался на куски, но они лежали густой массой; отдельные льдинки, уже независимо от направления ветра, плыли то на юг во время прилива, то на север — при отливе. „Мария", при не осторожном маневре среди льдов, обломала один из открытых винтов и дальше пробиваться через льды без большого риска не могла, а между тем необходимо было спешить с постановкой знака на мысе Таран. Поэтому последняя работа была поручена „Енисею", обладав шему защищенным винтом, и он выполнил ее великолепно. Только после 20 августа вес лед унесло из губы в океан и очи стился путь в Карское море. Вообще Обская губа своими льдами дольше задерживает нави гацию, чем Енисейская; последняя к тому же выгодно отличается большими глубинами. Но здесь выступает большее экономическое значение первого пути, так как водный путь по Оби и Иртышу может обслуживать гораздо более широкий равнинный район с его кол 9 ссаль- ными производительными возможностями, простирающийся до китай ской границы и даже в пределы Китая, тогда как Енисей обслужи вает лишь неширокую полосу его долины да Минусинский край. , Отсюда понятно, что урегулирование именно Обского морского пути должно стоять на первой очереди. В виду непреодолимого, стихийного препятствия — слишком позд него освобождения Обской губы от льдов, были проэкты устройства канала, в обход губы и полуострова Ямала, по р. Щучьей на Байда- ракскую губу или даже постройкой железной дороги еще западнее через северный Урал, но оба проэкта связаны с такими расходами и техническими трудностями, что сейчас об этом и думать не прихо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2