Сибирские огни, 1923, № 4
Скиталец сразу вступил в, редакцию востротинского „Русского Голоса", на страницах которого он регулярно 2—3 раза в неделю де лился своими впечатлениями о Советской России, рисовал портреты, (по существу, конечно, шаржи) различных ее деятелей, преимущест венно в области литературы и культуры. Своей работой в „Русском Голосе" и некоторыми публичными выступлениями (об Андрееве, Горьком и др.), Скиталец составил себе твердую репутацию и завоевал определенное место под харбинским небом. Его вотчиной стал новый город— центр белой эмиграции. На пристани же, где живут преимущественно полутрудовые и мелкобур- жазные элементы, Скиталец, после двух неудачных попыток устроить свои литературно музыкальные выступления, больше не рисковал по казываться. О рабочих же и говорить не приходится. Не только в го роде, но и по линии К.-В. ж. д., куда Скиталец выехал, его лекции- концерты бойкотировались. Из российских писателей, правда, молодых, жил довольно долго в полосе отчуждения еще М. Сивачев, автор интересного романа из жизни русской деревни в первые месяцы после Октябрьской револю ции, „Желтый дьявол". М. Сивачев все время вращался в рабочих кругах, помещал свои произведения исключительно в „Новостях Жизни" и „Трибуне" (в по следней большую повесть из эпохи 1905 г. „Бунт"), выступал несколь ко раз в культпросвете профсоюзов, который, между прочим, устроил вечер, посвященный чтению и разбору произведений М. Сивачева. М. Сивачев летом 1922 г. возвратился в Россию, уехав из Харби на с маршрутом хлеба для голодающих Поволжья. Несколько слов о харбинских поэтах. Поэтов, особенно молодых, в Харбине, конечно, много. Но талант ливых, обещающих что-нибудь значительное,— почти ни одного. Из поэтов с некоторым именем следует отметить упомянутого Сергея Алымова, Ф . Камышнюка и Венедикта Марта. Эти несомнен но даровитые поэты, и в другой обстановке могли бы дать много и своеобразного новой русской поэзии: Алымов несколько лет жил в Австралии, а Камышнюк и Март великолепно знают Японию и Китай. Но в гнилой и засасывающей обстановке Харбина их творчество по лучило специфический уклон, и они сами, за исключением Камыш нюка, так погрязли в болоте, что вряд-ли им уж удастся выбраться из него. С. Алымов с головой ушел в бульварную журналистику, был организатором и „идейным" руководителем грязного ночного кабачка, цирковым борцом и т. д. А Венедикт Март, давший в первые годы своей литературной деятельности ряд ярких и красочных произведений, в том числе и прекрасную поэму из японской жизни, теперь совершенно п о г и б для литературы. Его харбинская атмосфера и обстановка совершенно погубили. Катясь вниз со ступеньки на ступеньку, он, наконец, очутил ся на самом дне Харбина, потеряв человеческий облик. Венедикт Март —обреченный наркотик, дни которого сочтены. Он до того опустил ся, что уже совершенно не стесняясь подходит на улице к первому встречному (а также к знакомым) просить на обед, т. е. на укол морфия.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2