Сибирские огни, 1923, № 3
„Опыт программы для изучения охоты у тунгусов и якутов“ В. И. Подгорбунского следует признать удачным и издание та кой программы, своевременным ввиду особого интереса, проявляемого сейчас к вопросам состояния и перспектив охот ничьего хозяйства в Сибири. К сожале ни е, программе не предшествует,хотя-бы. краткая инструкция по собиранию мате риалов об охоте, это бы безусловно уве личило ценность брошюры и облегчило бы возможность пользования программой народным учителям, которых следовало бы привлечь к делу собирания материа лов об охоте. „Этнография и с о в р е м е н н о с т ь ‘‘— Г. С. Виноградова—почти первая попытка произвести „пересмотр и задач, и об'ема и в особенности методов работы* в этно графии и связать этнографические иссле дования с современностью, сблизить на уку с жизнью. Эту попытку нельзя не приветствовать. Брошюра, как и все рабо ты Г. С. Виноградова, читается легко, с интересом, но тем не менее автор не справился с большой и своевременной темой и не произвел того пересмотра, который обещался сделать в начале бро шюры. В брошюре не определены задачи и об'ем, не намечены новые методы ра боты, но зато есть и некоторые безуслов но спорные и необоснованные утвержде ния автора, например: „если в пережи ваемый момент слагаются песни, созда ются легенды, меняется народная лексика, впитывает новые элементы народный быт, то мы вправе думать, что присутствуем при вполне сходных явлениях, изживав шихся народом в отдаленном и недале ком прошлом, следы которого обнаружи вают историки". Г. С. Виноградов, как го ворится, „начал за здравие, а кончил за упокой*', предлагая изучать жизнь в ее современных проявлениях, все-таки пы тается искать и в явлениях современности „преданья старины глубокой" и наиболь ший интерес в нем возбуждают „клочки засаленных бумажек с текстами своеоб разных молитв, с которыми солдат шел в бой"... которые он и предлагает собирать „в музеях войны и революции". Конечно, „клочки1* также следует собирать, они бу дут характерны для определенной группы участников войны и революции, но сво дить все к „клочкам*', это и значит ..на низывать разные пережитки“на современ ность и пережитками ее загораживать. Из „клочков*1 можно создать не музей войны и революции, а кунсткамеру ред костей. Повидимому, этнография еще ждет своей революции. Ценны мысли ав тора об организации „этнографических станций" и о коллективном собирании этнографического материала. ,.Легенда о Щапове"—Марка Азадов- ского дает довольно интересный материал, характеризующий представления ангин- цев. земляков Щапова, об Я. П. Щапове. И. Смирнов. Важнейшие опечатки. Напечатано: Стр. 24. У нас лишней охраны нет. Пусть сами позаботятся! Народолюбцы! ~ 4J Скрыпкин был у тебя сегодня? — Нет, но я знаю, что он перешел к вам. И Вдовушкин. и Приходько, и Власов, и Степанток, и Лысов. Стр. 47, строка 27-мая. ...и оркестр. Стр. 157 строка 7- 8. КуЛекс сидит под,-углом к поверхности, анофелес параллельно. Надо: ■*— У нас лишней охраны нет. Пусть сами позаботятся! Народолюбцы! Скрып кин был у тебя сегодня? — Нет, по я знаю, что он перешел к вам. — И Вдовушкин, и Приходько, и Вла сов, и Степанюк, и Лысов. ...и окрест. Кулекс сидит параллельно к поверх ности, анофелес под углом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2