Сибирские огни, 1923, № 3

„Опыт программы для изучения охоты у тунгусов и якутов“ В. И. Подгорбунского следует признать удачным и издание та­ кой программы, своевременным ввиду особого интереса, проявляемого сейчас к вопросам состояния и перспектив охот­ ничьего хозяйства в Сибири. К сожале­ ни е, программе не предшествует,хотя-бы. краткая инструкция по собиранию мате­ риалов об охоте, это бы безусловно уве­ личило ценность брошюры и облегчило бы возможность пользования программой народным учителям, которых следовало бы привлечь к делу собирания материа­ лов об охоте. „Этнография и с о в р е м е н н о с т ь ‘‘— Г. С. Виноградова—почти первая попытка произвести „пересмотр и задач, и об'ема и в особенности методов работы* в этно­ графии и связать этнографические иссле­ дования с современностью, сблизить на­ уку с жизнью. Эту попытку нельзя не приветствовать. Брошюра, как и все рабо­ ты Г. С. Виноградова, читается легко, с интересом, но тем не менее автор не справился с большой и своевременной темой и не произвел того пересмотра, который обещался сделать в начале бро­ шюры. В брошюре не определены задачи и об'ем, не намечены новые методы ра­ боты, но зато есть и некоторые безуслов­ но спорные и необоснованные утвержде­ ния автора, например: „если в пережи­ ваемый момент слагаются песни, созда­ ются легенды, меняется народная лексика, впитывает новые элементы народный быт, то мы вправе думать, что присутствуем при вполне сходных явлениях, изживав­ шихся народом в отдаленном и недале­ ком прошлом, следы которого обнаружи­ вают историки". Г. С. Виноградов, как го­ ворится, „начал за здравие, а кончил за упокой*', предлагая изучать жизнь в ее современных проявлениях, все-таки пы­ тается искать и в явлениях современности „преданья старины глубокой" и наиболь­ ший интерес в нем возбуждают „клочки засаленных бумажек с текстами своеоб­ разных молитв, с которыми солдат шел в бой"... которые он и предлагает собирать „в музеях войны и революции". Конечно, „клочки1* также следует собирать, они бу­ дут характерны для определенной группы участников войны и революции, но сво­ дить все к „клочкам*', это и значит ..на­ низывать разные пережитки“на современ­ ность и пережитками ее загораживать. Из „клочков*1 можно создать не музей войны и революции, а кунсткамеру ред­ костей. Повидимому, этнография еще ждет своей революции. Ценны мысли ав­ тора об организации „этнографических станций" и о коллективном собирании этнографического материала. ,.Легенда о Щапове"—Марка Азадов- ского дает довольно интересный материал, характеризующий представления ангин- цев. земляков Щапова, об Я. П. Щапове. И. Смирнов. Важнейшие опечатки. Напечатано: Стр. 24. У нас лишней охраны нет. Пусть сами позаботятся! Народолюбцы! ~ 4J Скрыпкин был у тебя сегодня? — Нет, но я знаю, что он перешел к вам. И Вдовушкин. и Приходько, и Власов, и Степанток, и Лысов. Стр. 47, строка 27-мая. ...и оркестр. Стр. 157 строка 7- 8. КуЛекс сидит под,-углом к поверхности, анофелес параллельно. Надо: ■*— У нас лишней охраны нет. Пусть сами позаботятся! Народолюбцы! Скрып­ кин был у тебя сегодня? — Нет, по я знаю, что он перешел к вам. — И Вдовушкин, и Приходько, и Вла­ сов, и Степанюк, и Лысов. ...и окрест. Кулекс сидит параллельно к поверх­ ности, анофелес под углом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2