Сибирские огни, 1923, № 3
ством и привольными степями. Дремучая тайга послужила непреодолимым препят ствием к ее распространению. В то вре мя, как она пышно развивалась в Мину синском крае, здесь, в Прибайкалье, по- прежнему жили неолитики-рыболовы, но отдельные предметы из „блестящего чуд ного металла проникали к ним". Это пред положение находит себе подтверждение в том, что на стоянках поздней неолити ческой эпохи часто попадаются и еди ничные бронзовые предметы. Настоящая работа--одна из цикла ис следований доисторического прошлого Прибайкалья, совершенных проф. Б. Э. Петри в течении 10 лет. Все работы Б. Э. Петри по археологии Сибири достаточно ценны. Они должны стать необходимым пособием и руковод ством для всех, работающих в этой обла сти, тем более, что язык во всех работах яс ный и вполне доступный и не специалистам. Пав. Хороших. Этнографический Бюллетень № I, 2. 3. Издание Восточно-Сиб. Отд. Русск. Геогр. Общ. г. Иркутск 1923 г. В. И. Подгорбунский-Опыт программы для изучения охоты у тунгусов и якутов. Из дание на средства Сибдальгосторга г. Ир кутск 1923 г. Работа этнологической секции Вост.-Сиб. Отд. Русск. Геогр. Общ. Г. Виноградов-Этнография и современность. Издание Вост.-Сиб. Отд. Русск. Геогр. Общ. г. Иркутск 1923 г. Марк Азадовский—Легенда о Щапове. Изд. Вост.-Сиб. Отд. Русск. Геогр. Общ. г. Иркутск. 1923 г. В бюллетенях помещены маленькие за метки, фиксирующие внимание на отдель ных явлениях и вопросах этнографии Си бири- В первом №—заметка П. К. „Крае вая этнография в работах Восточно-Си- бир. Отдела РГО" говорится, что „В.— СОРГО явился школой научного бурято- ведения... вскормив лучших бурятских ис следователей (почти исключительно этно графов) и создав богатый и почти един ственный (в отделе шаманства) в России музей по бурятоведению." В заметке Ц. Алсаханова приведено „Предание о подчинении бурят русскими (вариант, за писанный от Кудинского шамана)“. В за метке Турунова говорится о буддийском ^ влиянии в народном орнаменте бурят. В заметке Н. Романова—„Архивы Буравто- области" сообщается о состоянии и содер жании архивов „Степных Дум“ и отме чается такой печальный факт, как унич тожение архива Закаменской инородной управы „на канцелярские нужды". В ар хиве хранились д е л а с 1785 г. В за* метке Д-в.—„Обзор выставки изобрази тельных искусств монголо-бурят" гово рится. что „выставка дает представление об изобразительном искусстве народности и много интересного материала для лиц, интересующихся народным искусством". В „Заметке о шаманстве“- Хороших со* общается, что посвящение лошади и быка богу Субертену делается с целью „способ ствования приплода" и предохранения скота от падежа. Во 2№, в заметке А. Ту рунова—„Медэн," сообщается о взаимоот ношениях русского и монгольского по граничного населения. В заметке Е. Тито ва—„Изучение культа медведя у тузем ных племен Сибири" даются краткие ука зания для начинающих этнографов по методологии вопроса. Заметка В. Под- горбунского—„Обычай ставить аранга* .дает возможность познакомиться кратко с представлением бурятских простолюди нов о причинах грома и об'ясняет обычай ставить „аранга". Третий Л° бюллетеня посвящен памяти М. Н. Хангалова. В нем имеется краткая биографическая заметка о Хангалове А. Турунова и „Библиогра фический об зор печатных трудов М. Н. Хан галова"—П. Хороших. В заметке П. Каза- ринова—„Нация и область в этнографии Сибири" говорится о том, что „научно- исследовательские работы в Сибири но сят характер преимущественно этнографи ческий" и что в Сибири „нет в налично сти ни стойкости забредших этнографи ческих признаков, ни сохранности этно графических особенностей аборигенов". В заметке И. Баторова—„Народный ка лендарь аларских бурят" сообщается, что „в Аларском районе борятся три кален даря - народный, описанный в заметке, ла- майский циклический и русский о бщ е гражданский". В заметке П. Черных—„О новых словах" говорится о влиянии вой ны и революции на развитие русского языка. В заметке Ф. и В .—„Тюремная песня" приводится вариант арестантской песни „Далеко в стране Иркутской"... В заметке Бурдукова—„Отмирающий быт" говорится о б изменениях происходящих в быте монгол в связи с революцией 1911—12 годов и революцией 1921 года. В заметке Г. Виноградова „Из экскурсий по Тулуновскому уезду" сообщается о сле дах палеолитической стоянки близь с. Гада- леи Тулуновского уезда и о „Завальской писанице", описанной автором заметки. В конце бюллетеня помещены два письма М, Н. Хангалова М. Н. Богданову.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2