Сибирские огни, 1923, № 3
проблемы воспитания, исчезли из „учено го труда" Беляева. После чтения этого „ученого труда", получается впечатление, что нашу сибир скую университетскую науку в ее педа гогическом разветвлении поразил какой- то паралич. Она не исследует экспери ментально современного ребенка, совре менных условий, современного педагоги ческого процесса, современных целей, задач, методов, содержания и форм воспи тания, а решает проблему морального воспитания б ез ребенка, б ез учета фак торов, влияющих на формирование чело веческой личности. Отсюда—такая б езн а дежная бесплодность ученых трудов, от сю д а—споры на тему: „есть ли у лягушки глаза”. Конечно, изучать живого ребенка, реальные условия, педагогический про ц ес с.. труднее, чем писать рефераты. Но... тогда к чему же претендовать на „изда ние ученых трудов" и подносить читаю щей публике, вместо ученых трудов, рефе раты. Если сейчас ещ е не наступила эпоха великих обобщений, давайте к о пить факты для обобщений, регистриро вать и описывать их, ставить опыты, эк спериментировать, исследовать их в о б ласти педагогики, как это делают естест венники, археологи, этнографы, эконо мисты, а не кормить тошнотворной жвач кой современного голодного педагога. Выгодно отличаются от данных статей статьи Муратова-„Духоборцы в Восточной Сибири", Игнатовича—„Отражение в Рос сии восстания крестьян в Галиции в J846 г.“, Проф. Петри—„Сибирский пале олит", проф. Лаптева—„Следы пребыва ния доисторического человека в окрест ностях Усолья", П. Я. Черных—«Русские говоры Мамырской волости, Ирк, губ.» В них исследуется настоящее, прошлое, ре гистрируются, комбинируются, суммиру ются факты, это все-таки дает сырой ма териал для построения научных гипотез. Наступит время,—этим материалом можно будет воспользоваться для обобщения. Несколько особое место занимает статья Г. С. Виноградова „Смерть и заг робная жизнь в воззрениях русского ста рожилого населения Сибири". Читается статья легко, но ее заглавие не соответ ствует содержанию и вызывает несколько недоуменных вопросов Что своим трудом хотел сказать автор? Читая его труд за границей, какой нибудь ученый француз, подумает,—как же так?Содной стороны,— коммунизм, советы, электрификация, со циалистическая культура, разрушение церквей и т. д. и> с другой стороны, такие «воззрения», такой букет первобытной культуры, первобытной психологии. Кто- нибудь врет. Или врут коммунисты IIJ Интернационала, или врет научный сотруд ник Государственного Иркутского Универ ситета Г. С. Виноградов. Россия, конечно, страна самых резких кон-фастов, но все- же следовало бы лицам, претендующим на звание научных сотрудников, так вы ражать свою мысль, чтоб не создавать путаницы в представлениях, и «воззре ния» отживающих поколений русского старожилого населения не приписывать всему населению. Надо полагать, и сам автор не думает, что все старожилое на селение смотрит на мир сквозь призму представлений „баушек". Это первое, что возникает в уме после прочтения статьи Виноградова. Затем, сравнивая эту работу с преды дущими работами того же автора «Само- врачевание», «Календарь» и т. д., неволь но делаешь вывод,—упомянутые работы были много лучше этой В рецензируе мой статье автор утратил свой ориги нальный язык, которым написаны его предыдущие работы, редко говорит уста ми „баушек" и от этого его работа те ряет значительную долю своей ценности. Во вторых, автор в последней работе как- то беллетристически подходит к вопросу, громоздит факты на факты, сваливает в одну груду разнообразные предметы, свой богатый материал не классифици рует, не подвергает анализу, не делает из него никаких выводов и злоупотребляет регистрацией и описанием однородных фактов и явлений для иллюстрации той или иной детали «воззрений». Это разжи жает работу. В третьих, автор не отделяла ет фактов, характеризующих „воззрения" уже умерших поколений, от фактов, ха рактеризующих „воззрения" живущих по колений, не снабжает краткой характе ристикой свои „источники", „баушек", не указывает сколько им лет, каково их имущественное и семейное положение, какова их наследственность и т. д. Опи сывая „воззрения" населения целой де ревни, не делает хотя бы краткой хозяй ственно-экономической характеристики д е ревни, естественно-географических усло вий района и т. п., поэтому научную цен ность его „сообщений" приходится под вергать сомнению. Рекомендуем молодому ученому произ вести „дополнительное следствие" и снаб дить свой сырой материал исчерпываю щим описанием обстоятельств, где из ка кой обстановки, от кого эти материалы собраны. 15. .Сибирские Огни" № 3. 225
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2