Сибирские огни, 1923, № 3

проблемы воспитания, исчезли из „учено­ го труда" Беляева. После чтения этого „ученого труда", получается впечатление, что нашу сибир­ скую университетскую науку в ее педа­ гогическом разветвлении поразил какой- то паралич. Она не исследует экспери­ ментально современного ребенка, совре­ менных условий, современного педагоги­ ческого процесса, современных целей, задач, методов, содержания и форм воспи­ тания, а решает проблему морального воспитания б ез ребенка, б ез учета фак­ торов, влияющих на формирование чело­ веческой личности. Отсюда—такая б езн а ­ дежная бесплодность ученых трудов, от­ сю д а—споры на тему: „есть ли у лягушки глаза”. Конечно, изучать живого ребенка, реальные условия, педагогический про­ ц ес с.. труднее, чем писать рефераты. Но... тогда к чему же претендовать на „изда­ ние ученых трудов" и подносить читаю­ щей публике, вместо ученых трудов, рефе­ раты. Если сейчас ещ е не наступила эпоха великих обобщений, давайте к о ­ пить факты для обобщений, регистриро­ вать и описывать их, ставить опыты, эк­ спериментировать, исследовать их в о б ­ ласти педагогики, как это делают естест­ венники, археологи, этнографы, эконо­ мисты, а не кормить тошнотворной жвач­ кой современного голодного педагога. Выгодно отличаются от данных статей статьи Муратова-„Духоборцы в Восточной Сибири", Игнатовича—„Отражение в Рос­ сии восстания крестьян в Галиции в J846 г.“, Проф. Петри—„Сибирский пале­ олит", проф. Лаптева—„Следы пребыва­ ния доисторического человека в окрест­ ностях Усолья", П. Я. Черных—«Русские говоры Мамырской волости, Ирк, губ.» В них исследуется настоящее, прошлое, ре­ гистрируются, комбинируются, суммиру­ ются факты, это все-таки дает сырой ма­ териал для построения научных гипотез. Наступит время,—этим материалом можно будет воспользоваться для обобщения. Несколько особое место занимает статья Г. С. Виноградова „Смерть и заг­ робная жизнь в воззрениях русского ста­ рожилого населения Сибири". Читается статья легко, но ее заглавие не соответ­ ствует содержанию и вызывает несколько недоуменных вопросов Что своим трудом хотел сказать автор? Читая его труд за границей, какой нибудь ученый француз, подумает,—как же так?Содной стороны,— коммунизм, советы, электрификация, со­ циалистическая культура, разрушение церквей и т. д. и> с другой стороны, такие «воззрения», такой букет первобытной культуры, первобытной психологии. Кто- нибудь врет. Или врут коммунисты IIJ Интернационала, или врет научный сотруд­ ник Государственного Иркутского Универ ситета Г. С. Виноградов. Россия, конечно, страна самых резких кон-фастов, но все- же следовало бы лицам, претендующим на звание научных сотрудников, так вы­ ражать свою мысль, чтоб не создавать путаницы в представлениях, и «воззре­ ния» отживающих поколений русского старожилого населения не приписывать всему населению. Надо полагать, и сам автор не думает, что все старожилое на­ селение смотрит на мир сквозь призму представлений „баушек". Это первое, что возникает в уме после прочтения статьи Виноградова. Затем, сравнивая эту работу с преды­ дущими работами того же автора «Само- врачевание», «Календарь» и т. д., неволь­ но делаешь вывод,—упомянутые работы были много лучше этой В рецензируе­ мой статье автор утратил свой ориги­ нальный язык, которым написаны его предыдущие работы, редко говорит уста­ ми „баушек" и от этого его работа те­ ряет значительную долю своей ценности. Во вторых, автор в последней работе как- то беллетристически подходит к вопросу, громоздит факты на факты, сваливает в одну груду разнообразные предметы, свой богатый материал не классифици­ рует, не подвергает анализу, не делает из него никаких выводов и злоупотребляет регистрацией и описанием однородных фактов и явлений для иллюстрации той или иной детали «воззрений». Это разжи­ жает работу. В третьих, автор не отделяла ет фактов, характеризующих „воззрения" уже умерших поколений, от фактов, ха­ рактеризующих „воззрения" живущих по­ колений, не снабжает краткой характе­ ристикой свои „источники", „баушек", не указывает сколько им лет, каково их имущественное и семейное положение, какова их наследственность и т. д. Опи­ сывая „воззрения" населения целой де­ ревни, не делает хотя бы краткой хозяй­ ственно-экономической характеристики д е ­ ревни, естественно-географических усло­ вий района и т. п., поэтому научную цен­ ность его „сообщений" приходится под­ вергать сомнению. Рекомендуем молодому ученому произ вести „дополнительное следствие" и снаб дить свой сырой материал исчерпываю­ щим описанием обстоятельств, где из ка­ кой обстановки, от кого эти материалы собраны. 15. .Сибирские Огни" № 3. 225

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2