Сибирские огни, 1923, № 3
существовать противоречия в социально- экономической структуре самого челове ческого общества. Философия есть идео логия, миропонимание, а всякая идеоло гия, всякое миропониманиие есть от ражение социально-экономических отно шений, поэтому, всегда в одну и ту же историческую эпоху, в одной и той же стране была и будет идти борьба не скольких философских систем, и чем про- тивоположнее интересы классов и групп, входящих в состав общества, тем проти- воположнее по содержанию философские системы в данную эпоху, в данной стране. Проф. Рубинштейн не может понять классовой природы всякой философской системы не может понять, что философы- идеологи выдвигаются классами, груп пами, что их задача заключается в том, чтоб они дали человеку класса, группы такое миропонимание, которое примири ло бы его индивидуалистические потреб ности, интересы и цели с потребностями, интересами и целями его класса, дали бы хорошее жизнеощущение, оправдывая на правление и характер его жизнедеятель ности. И философия для одних играла роль дессерта после сытного обеда, для других роль наркотика, дающего забве ние, для третьих—роль стимула к борьбе и т. п. Сущность философской системы само го проф. Рубинштейна, если только мож но назвать его „водицу" системой, заклю чается в том, что по его мнению —чело век—самоцель. Мысль не новая. Проф. Ру бинштейн эту основную мысль не углуб ляет, научно не обосновывает, а „оп рощает" и говорит: философия не наука, а миропонимание, которое является в ре зультате жизнеощущения и жизнедеятель ности. За эту безпочвенную, идеалисти ческую субъективную философию ухватятся только те, которые тонут в житейском мо ре которых страшит социальная борьба, которых страшат выводы о б ’ективной на уки, подрывающей основы буржуазного строя, которым ничего другого не остает ся, как хвататься за соломинку, за Бога и т. д. Только точная наука нас вооружает, делает сильными в борьбе с буржуазией и с ее идеологами - вроде проф. Рубинштей на. Философия в нашем представлении, это—обощ ение результатов точной науки, это обощение всех научных положений, данных математики, астрономии, физики, химии, биологии, социологии... И „я" вхо дит в систему философии, как один из ее составных элементов, а це является исход ным пунктом научной философии. Следующая статья М. Беляева— . Проб лема морального воспитания у Канта“ та кого же характера, как и предыдущая. Но если у Рубинштейна много водицы и кой-какие потуги сказать свое „Рубин- штейновское", то у Беляева водицы мало, но и своего ничего нет. Это „студенче ский реферат", ученическое переложение. На какого читателя он расчитывал, не известно, если на работников просвеще ния, то какой квалификации? Те, которые интересуются „проблемами", умеют читать Канта и в подлиннике, а тем, которых нужно заинтересовать „проблемами" мо рального воспитания, нужно бы дать что нибудь поинтереснее, поважнее, чем ре ферированный Кант, а если и давать Кан та, то в освещении сточки зрения совре менной постановки этой проблемы. Кант, конечно, великий человек, его изучать следует, но делать из него идола, писать к нему комментарии, жевать Кан та и жвачкой кормить педагогов сейчас, когда педагогическая практика Tpe6yef изучения конкретных проблем в конкрет ных условиях,—это значит заниматься схо ластикой, отгородиться от живых и жгу чих вопросов современности. Я. Беляев только это и делает. Он цитирует Канта, он ворошит его кости и для чего? Для то го, чтобы сказать: на кантовское решение проблемы морального воспитания повлия ли эмпирик Локк, гуманист Руссо, пиэтист Франке. Кант у того, у другого и у тре тьего взял то, что ему нужно и решил проблему морального воспитания, по мне нию Беляева, удовлетворительно. Руссо верил в хорошую природу ребенка, и был сторонником .морального самора скрытия", Локк учил, что ребенок tabula rasa и был сторонником авторитарного воспитания, Франке говорил, что „всякий ребенок носит в себ е зачатки погибели и что человеческая природа существенно дурна" и был сторонником репрессивного воспитания, а Кант сказал „ни то, ни дру гое, ибо по природе своей человек суще ство вовсе не моральное, он лишь стано вится таковым, когда его разум подни мает д о понятия обязанности и закона", но „в человечестве заключено много за родышей и наше д ел о—пропорционально развивать природные способности и ра скрывать человеческие свойства из его зародышей, делая так, чтобы человек д о стигал своего назначения"... и. т .д. и т. п. Вот образцы Беляевского „творчества"- И так на протяжении всей статьи. Живой конкретный современный ребенок, реаль ные условия, в которых сейчас ставятся
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2