Сибирские огни, 1923, № 3

того, что лесной пожар, уничтожая о би ­ талище промысловых животных и лишая их пищи, уничтожает вместе с тем и бла­ госостояние людей". Компилятивность произведения, выз­ ванная вполне понятными причинами, местами корректируется и освежается р е ­ зультатами наблюдений автора, совершен­ ных им в пяти его известных путешест­ виях по сев.-вост. окраинам Сибири. К работе приложен указатель использован­ ной литературы, обнимающий собой до 150 названий и карта растительности Си­ бири (масштаб ее, впрочем, очень мал). К сожалению, в указателе не упомя­ нута цветная карта Западной Сибири с обозначением пространств, занятых леса­ ми, составленная в 1881 г. военным то­ пографом Крековым (Ц'О верст в дюйме) и приложенная к „Памятной книжке Зап, Сибири", Омск, 1У82 г. Не приведена в списке также и крупная работа Словцова „Материалы по фотографии Тобольской губернии", 1891 г. Правда, автор огова­ ривается (стр. 90), что его список не есть вообще указатель по флоре и раститель­ ности Сибири, но все же следовало бы отметить эти две интересных, ^вышедших в нашем крае, работы. За всем тем книгу В. Л. Комарова мож­ но только приветствовать, как ценный вклад в литературу по Сибиреведению. Проф. П. Драверт. М. Н. Невский. На зеленый простор. Изд. „Октябрь" 1923 г. Тверь, стр. 93. Как говорится в предисловии автора, книжка „может служить методом при зна­ комстве со строением и жизнью расте­ ний"... Нам кажется, что наблюдать жизнь растений, изучать их структуру дети долж­ ны в порядке активной, самостоятельной проработки этих вопросов в общей сис­ теме необходимых для ребенка знаний. Для ребёнка нужны знания не ботаники или арифметики,—а умение анализировать ^окружающий его многосложный мир в его постоянных взаимоотношениях между эле ментами. Я автор стоял. с ребятами над муравейником и из всей массы вопросов, появляющихся у ребят, говорит только о б одном „муравьи любят кушать мясис­ тый отросток плода чистотела"... - „Я яблоки муравьи любят? Я мясо едят? Я что вообще едят муравьи? Я как они зимой устраиваются со столом и квартирой"—этого автор не касается. Это •дети должны спросить на другом уроке, у другого учителя, написавшего книжку о муравьях. Если книжка для д е т е й -о н а не годит­ ся, т. к. ставит десятки вопросов перед детьми, давая очень невразумительные ответы. Если для учителя — учителю она не нужна; в ней много того, что автор назы вает „содержанием, облеченным в художэ- ственную форму", а нам кажется сюсюка­ нием „под ребеночка", а с другой сторо­ ны в ней нет основного, что нужно учи­ телю—указаний, как подойти к ребенку и как подзести ребенка ко всяким горошин­ кам и чертополохам. „Приложения"—сильно сокращенный конспект некоторых глав из самого обы­ денного „учебника природоведения". Книжка , неудачная, неглубокая попыт­ ка резрешить проблему преподавания б о ­ таники детям, С. Гуров. Н. С. Юрцовский. Очерки по истории про­ свещения в Сибири. Вып. 1. 1 7 0 3 -1 9 1 7 г. Изд. Сибгосиздата. Новониколаевск. 1923 г. Стр. 246. Цена 1 р. 50 к. Задачей автора было „дать небольшой сводный очерк общего хода просветитель­ ной деятельности в Сибири". Если при­ нять во внимание, что такого род* рабо­ та выполняется впервые и что до сих пор мы не имели, д еж е попытки охватить де­ ло прсхвещения во всей Сибири, мы вправе отметить заслугу Н. С. Юрцовско- го, как пионера. Какие-же требования мы можем пред'я- вить автору, какие из этих требов:ний им выполнены и как? Прежде всего, от очерков по истории просвещения мы ждем фактического ма­ териала. Почти никаких упреков в этом отноше­ нии автору сделать нельзя. Им просмотре­ ны огромные архивные и печатные ма­ териалы, кыбраны из них наиболее цен­ ные, даже в*сьма интересные статисти­ ческие дан«ые о количестве школ, уча­ щихся, школьных бюджетах в различные периоды, приведен»! характерные выдерж­ ки из воспоминаний и т. д. Правда, в материалах чувствуются про­ белы, отдельные эпо>и осчещены горчзцо слабее других (очень слабо освещен пред­ революционной период 1914—1917 г), не в одинаковой степени охарактеризованы сибирские района, внимание, уделенное типам школ, не всегда соразмерно с их значением, но все -*ти недочеты призна­ ются и автором в предисловии и вызваны

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2