Сибирские огни, 1923, № 3
русской революции". Этой статьей Вл. Ви ленский (Сибиряков) как-бы намечает рамки и задачи „Вестника1'. В отделе „Из истории революционного движения" обращает на себя внимание ряд ценных заметок, главным образом, из революционного прошлого Одессы. В этом- же отделе' помещено окончание интерес ных очерков В. Бочкарева „О революцион ном движении и борьбе с ним в Ярослав ском крае 1860— 1870 г. г.“ Начало этих очерков было опубликовано в №1(4) „Исто рико-Революционного Вестника1', который, с выходом настоящего номера „Каторги и ссылки," прекратил свое существование. Небольшой статейкой— всего 4 стра ницы— сделал свой вклад в „Вестник" и Л. Троцкий. Он отделался некоторыми воспоминаниями о своей первой сибир ской ссылке. В этих немногих страницах читатель найдет кое-какие интересные штрихи и факты. Свои воспоминания дали также: Я. Грунт „В тюрьме и на каторге" (удрав из На- рыма, автор попал в Бутурскую каторгу, где промаялся до свержения самодержа вия), Ф. Данцскес— „Истязания в Орлов ском Централе", И. Ивановская (Воло шенко)— „Страничка из истории Карий ской каторги", Р. Кантор „Побег из Ир кутской тюрьмы в феврале 1880 г.‘‘, Д. Страхов- -„В Александровской пере сылке1*. В. Колпенский— „Политическая ссылка в административном порядке в 80-ые годы" и Ядов—„Тюремные сидель цы" (немного цифр о Бутырках). „Вестник" содержит также материалы по биографическому словарю и библио графию. По карточкам, сохранившимся в архиве Нерчинской каторги, приведены, с обозна чением примет, фотографии: Надежды Смир- ницкой, Прасковьи Ивановской, Татьяны Лебедевой, Михаила Попова, Ипполита Мышкина, Виктора Обнорского и Сергея Бобохова. Все это восьмидесятники, дея тели, главным образом,-„Народной Воли". Только один Попов пережил каторгу и умер на воле. Остальные-же погибли в неволе: кого казнили, кто сам наложил на себя руки. „Вестник" издан хорошо. Хорошо из готовлены и снимки. g Вегман „Каторга и ссылка*, сборник 1-й, изд. „Тифлисск. отделения Общ. бывших полити ческих каторжан и ссыльных поселенцев*. Тифлис, 1922 г. Зная, „что бывшие каторжане и ссыльно-поселенцы располагали богатым и ценным историко-революционным ма териалом, который должен быть во что бы то ни стало извлечен, тщательно о бр а ботан и передан истории", тифлисцы ре шили пятилетний юбилей революции озна меновать изданием сборника таких мате риалов. „Так как—замечает Оргбюро Тифлис, отделения—времени оставалось- мало и собрать больший материал не представлялось возможным, то было при нято решение ограничиться узкой темойг ьак была воспринята революция в разных уголках каторги и ссылки. Поэтому сб ор ник посвящен первым дням февральской революции “ Как водится, даже и этих материалов к сроку приготовить не успели, а время н е ждало и сборник, поэтому, вышел крайне жидкий. Всего в нем 36 страниц, Что касается самого сборника, то цен ного вклада в историю нашей революции он не составит, ибо слишком по фельетон ному написаны все статьи, правильнее сказать, статейки. Авторам, до сев поры, не удалось отрешиться от манеры писать- не только дпя „души*. Но тем не м ен ее, некоторые статьи представляют кое-какой интерес, особенно для нас сибиряков. Та кова, например, статья А. Водоласского „5—8 марта 1917 г.“, в которой рассказы вается, правда, слишком о*ще, как в Северно-Енисейском Горном Округе (ав тор служил J*a приисках Федоровского золото-промышленного общества) возник Совет Рабочих Депутатов, и как там орга низовался комитет общественной б е зо пасности, состоявший исключительно из политических ссыльных. Такова также- статейка бывшего политического катор жанина Д. Карцивадзе. Эта статейка о з а главлена „Мтаврабадзе скончался"—таков был текст условной телеграммы которой Чхеидзе дал знать в Иркутск Церетелли, что .правительство скончалось, рухнуло самодержавие." О том, как на „фабрике страданий",, т. е. в каторжной тюрьме, встретили „весть, о свободе", рассказывает рабочий С. Ки- ладзе, а в своих воспоминаниях „Нова* Заря" А. Рухадзе описывает свой путь в дни свобод из Сибири в Россию. Все эти фельетонные статьи заставляют кое-что вспомнить и пережить, но нель зя сказать, чтобы они оставили в па мяти какой нибудь глубокий след или яркий факт. Фактов, именно, в этих статьях мало, зато много неглубокомысленных рассуждений. В. В-н.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2