Сибирские огни, 1923, № 3

ренькая книжечка; сверху—черта и снизу черта, а посредине постное слово »Среды', С. Гуров. А. М. Громов. Великий канун. Сцены Ок­ тябрьской революции. Издание газеты „Сиб. Гудок". Омск, 1923 г. Цена 50 коп. (золотом). Прочитавший книжку невольно по­ смотрит год издания и, увидев 1923, ко­ нечно, удивится- так она агит-тенденциоз- на, нарочита и сильно отдает работой „в срочном порядке", по заказу (как бы­ вало в 1918 году). Какая-то ура-рабочая вермишель, ви- нигрет из доблестных рабочих, не умею­ щих грамотно говорить, интеллигентов, готтентотов-полковников и перерождаю­ щихся эс-эров. Несмотря на потоки крови, проли­ ваемой автором на 118 страницах книжки, не взирая на сплошную стрельбу орудий и пулеметов, картин Октября 1917 года не получилось, а получился какой-то буль­ варный, пошленький, дешевенький анек­ дот про великие дни. Моменты, использованные автором,ока­ зались не по силам автору и, вместо „Ве­ ликого кануна", получилась розовенькая клякса. Неискренность, плохая сделанность и и шаржировка заставляют считать ее, по меньшей мере, никчемной. Издана книж­ ка очень небрежно, на газетной бумаге, местами очень неразборчиво, но-., „по Сеньке и шапка". q рур Врачи Л. А. и Л. М. Васильевские. Суд над самогонщиками. Инсценировка. Издатель­ ство октябрь 1923 г. Гор. Тверь. Стр. 5 2 .+ X. Инсценированные суды привлекают в настоящее время и в центре, и в провин­ ции большие количества слушателей и, при мало-мальски удачной постановке той или иной острой темы, смотрятся с гро­ мадным вниманием. Но в провинции не­ редко эти инсценировки бывают чрезвы­ чайно кустарны, неумелы, шаржированы и издание лучших инсценировок необхо­ димо. .Суд над самогонщиками"—написан без утрированных выпячиваний санитарной темы; авторы сумели, за редким исключе­ нием, избежать излишней лекционности. Инсценировку можно рекомендовать для каждого села, где есть лекпом и два учителя. Предисловие дает практические указа­ ния к постановке, что делает брошюру реально-ценной для деревни, q рур0В „Красные Зори“. Литературно - художе­ ственный, научно-популярный и обществен­ но-политический ежемесячник, № 5, а п р е л ь - май, 1923 г. Гор. Иркутск. Стр. 200. Этот номер журнала „Красные Зори" производит несравненно лучшее впечат­ ление, чем все предыдущие номера. Ре­ дакция начинает вырабатывать общ ую здоровую линию, которая проявилась, как в подборе материала, так и в мело­ чах,—его расположении, редактировании^ Появилась нужная внимательность и сто­ рожкость. (См. примеч. к статье Sieirica в искусстве). У журнала зарождается свой лик, своя платформа, технически он так­ ж е начинает улучшаться. „Художественный отдел- не удовлетворя­ ет, вероятно, ещ е и самих редакторов^ Бьет в глаза отсутствие прозы: во всем отделе есть только набросок на пять страниц И. Усова „Лучи"., но и это явля­ ется для начавшего недавно свое су­ ществование журнала характерным:—луч­ ше ребенок пусть походит частично го­ лым. нежели сразу одеть его в рубище. Набросок Усова написан не плохо: в нем ясно, просто и верно зарисованы картин­ ки из крестьянской жизни последнего- времени. Пробиваются интересные, у б е­ ждающие черточки социального роста деревни. Писатель верно, хотя и робко еще, нащупывает грунт для своих даль­ нейших художнических раскопок. Пока почти ещ е ничего не сделано, но лопата взята в руки правильно. Что особенно, скажем откровенно, нас поразило, так это то, что стихи в этом номере, по сравнению со стихами преж­ них номеров, более чем удовлетворитель­ ны: они все подобраны со вкусом и тща­ тельно. Поэмка Ялтаузена „Маленький бо ­ сяк", просто и художественно смотрит на читателя с первой страницы журнала своими мягкими и в то-же время четкими красками и образами. Поэт сумел найти нужный ему тон жизненной простоты, со­ единил его с подлинной поэтичностью и определенно овладел темой. Таких сти­ хов ещ е не было в „Красных Зорях". Также хорошо стихотворение, близкое, г.о теме предыдущему, В. Скрылева „Чистиль­ щик сапог*. И во всех стихах, кончая и последним стихом Николая Хребтовского „После о б е ­ да", заметен сдвиг от голой публицисти­ ки к овладению социальными темами че­ р ез зарисовку живых образов. Даже в наиболее слабом по форме и тенденци­ озн о задуманном стихотворении Брыдки- на „Народничество" нет особенно режу­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2