Сибирские огни, 1923, № 3
'"и самих казаков, Иван сразу расстроил их ряды'... Дав. таким образом , манифестантам возможность скрыться, при „контр-атаке" „окруженный стаей воронья и изрядно поработавший в первый прием, Иван не сопротивлялся... Зажав его между лошадь ми, эскадрон (!) казаков с триумфом и одним пленником направился к участку". Напрасно редакция заранее предупре ждает, то „недостатки в форме изложения и стилистике (?!) юных произведений с из бытком искупятся здоровым пролетар ским духом и неподдельным классовым содержанием". Пролетарского духу Алтай скому Илье Муромцу такое предисловие не прибавляет. Вообщ е редакции следовало бы про явить немного больше художественного чутья. Самое плохое в сборнике стихотво рение, 1-е мая В. Токаревского, помеще но на самой первой странице. Из трех строф две в этом стихотворении следую щ и е.— „В этот день мертвым кругом штыков Очертится блудливый парламент, И прервут консерваторы речь... В этот д ень—пролетарский экзамен. И когда-нибудь этот же день Поразит буржуазную касту И услышат народы земли Мировое, великое: „Баста!" Как ни близок этот дннь, все-же го р а з д о ближе другой, когда рабочие чита тели скажут „мировое великое баста" по добным лирикам. Зеленый шум. Сборник п^изведений поэ тов и писателей Орловской губернии № 1, 1922 г. Госиздат. Тираж 1000. „Задача настоящего сборника"—читаем в предисловии редакционной коллегии— „выявить литературную физиономию ме стных пишущих (sic), при чем в сборник вошли произведения авторов, принадле жащим к различным литературным тече ниям,—от юного имажинизма до пожилого бытового реализма включительно". Вот этими-то „местными пишущими' — (как бессознательно метко определила ре дакция),—восемнадцатью авторами на 146 страницах, заполнена книжка. „Юного имажинизма" и „пожилого бы тового реализма включительно", в книге очень мало, так как значительное боль шинство рассказов и стихотворных строк вообщ е нельзя считать искусством. Стихотворный отдел в сборнике зани мает первые 40 страниц. Стихи .говорят >сами за себя". 1 'ib .Ця „Над беспросветной тьмой взыскую щей По ветру плещутся знамена алые, Забывши ночи, дни усталые, Толпой идет народ ликующий, Звучат далеко песни вольные Свобода громко воспевается"... и т. д. Это первое, в сборнике, стихотворение „Свобода". Следующее начинается такой замеча тельной строфой: „Человечество знай: На сталелитейном заводе родился но вый Мессия! В его сердце—персиковый рай, Он посадил на широкую ладонь ку кушку—Россию" (sic!) В сборнике можно найти отдельные хорошие стихотворения. В особенности следует отметить лирику Евгения Сокола, чувствующего ритм и певучесть стиха, хотя и незначительного по содержанию; но блестки таланта теряются в мусорной куче „местных пишущих". Заявление ре дакции, что большая часть авторов „чи стые пролетарии из деревень и захолуст ных уездных городов", оправданием слу жить. конечно, не может. Ни авторам, ни пролетариату такие стихи славы не при несут. Интереснее в сборнике проза: четыре рассказа и пьеса. В рассказах порой мель кают яркие типы, живые сцены; но все они эскизны, отрывочны, словно недурные гимназические сочинения, прерванные по звонку. Вообще, Орловская гимназия иг рает, повидимому, роль Alma mater для орловских беллетристов. Гимназии-же по священа гимназическая пьеса „Перед рас светом". Лучший, по исполнению и закончен ности, рассказ и вообщ е лучшая вещь в сборнике—„Иисус умер", Александра Гер мана; но вместе с тем этот-же рассказ вы являет полную беспринципность редак ции. Написанный под Замятина, он по- замятински ядовит... Впрочем, поскольку Орловским Госиздатом овладела патрио тическая идея печатать непременно только орловцев, редакции нельзя было, разу меется, обойти лучшего орловского писа теля. Отсюда можно сделать один вывод. „Патриотическая идея" орловского отде ления Госиздата требует внимательного и коренного пересмотра. Мы полагаем, что при выборе рукописей для издания, Гос издат меньше всего должен руководство ваться адресом их авторов. Всякий подоб ный сборник, изданный в губернии, ничем не отличающейся от десятка других, хотя-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2