Сибирские огни, 1923, № 3
Ярко нарисованы им и отдельные типы людей: моторист Зарейкин, игривый о зо р ной, как дельфин, и мрачный радио-теле графист, унтер-офицер Зобов, встают пред читателем, как живые. Все это, вместе взягое, рождает у чита теля^ ощущение давящей капиталистиче ской бойни, которая превратила людей в винтики, оторвав их от жизни, от о бщ е ства, от любви, здесь-же чувствуется гро зовое предощущение революции. В по вести ничего не говорится о революции, но зарождение ее чувствуется почти в каждой странице, и автор совершенно не тенденциозно рассказывает и историю своего революционного прозрения. В по вести много захватывающих моментов, жутких, кошмарных из жизни солдат импе риалистической войны. Нам кажется, что это лучшее, что написано Новиковым-При- бой, В альманахе помещены стихи Гераси мова, Обрадовича, Полетаева, Орешина, Проскунина, Нечаева, Кириллова и Сан- никова. Среди стихов нет резко выделяющихся и настолько ярких, чтобы они незабы ваемо ранили читателя. Но все они очень характерны для тех этапов развития, ко торые переживают в общей массе поэты группы „Кузница". Здесь уже нет ура-пат риотической кичливости: „сбросим с ко рабля современности Пушкина и Лермон това", нет барабанной трескотни и бряца ния внешне-вещными и мертвыми до сп е хами нового класса. Все стихи знаменуют собой возвращение поэтов к классике. Особенно показательна в этом отношении ямбическая поэма В. Кириллова „О дет стве, море и красном знамени". Здесь определенное возвращение к Пушкину, и это шаг вперед. Поэту необходимо пройти школу классицизма. Только тогда, нащу пав свой лик, преодолев старую форму, он сумеет с ней слить свое новое содер жание. И в этом отношении стихи дан ного сборника, за исключением разве сти хов Петра Орешина, которые не харак терны для него, показывают, что поэты движутся вперед. Обрадович начинает н е сколько вырисовываться со своим скупым и суровым стилем. Нащупывает новую форму и Михаил Герасимов в своей поэме „Дорога", где он уже перешагивает шаб лон старого стиха,—и прозу жизни умело ритмирует в переживаниях рабочих молото бойцев. Общ ее впечатление от стихов не плохое. Альманах внешне издан на редкость хорошо. Все, начиная от обложки и кон чая бумагой и шрифтами, не оставляем желать ничего лучшего. В. Правдухин. Рабочие Зори. Альманах. Издание Алтай ского губпрофсовета. Барнаул, 1923 г., ти раж 1000. Зеленая книжечка, три печатных листа' с характерным для всех сибирских типог рафий яблочно-грушевым орнаментом. Ал тай. Самое, что ни на есть, крестьянское гнездо. А все таки- -„Рабочие Зори" и де виз: „Свободную дорогу рабочему само родку!" И действительно книжечка честно, наполнена рассказами и стихами о р або чих, о заводах о рабочей борьбе. Толь ко рабочих самородков в книжечке нет. Большинство авторов известные нам пи сатели интеллигенты. Оставив в стороне эту сторону издания, следует отметить, что Альманах составлен, в обшем, недурно. Легко читается рассказ, Вл. Докукина „Стачка". Формальные прие мы автора выработались под несомненным- влиянием Л. Сейфуллиной. То же характер ное расположение глаголов и отдельных фраз.— „Па к тому-же и слухи всякие ходили. О новых рельсах в работе заговорили. Профсоюзы зашевелились. В завком фор мы новые посылать стали. „К массам бли же",—Поваренкову наказали, когда он в сою зе был. И активности больше. Све жим запахло. Интерес большой пробудил ся. Прав Хмыров. Молодец. В точку уго дил". Впрочем, подражательность автора не мешает ему верно, хотя и с очень неглу боким подходом, зарисовать некоторые сценки жизни советского завода „на хоз расчете". Лучший рассказ Круг" Анны Каравае вой. Хотя сюжет рассказа довольно бана лен—девушка работница любит барчука, рабочий любит девушку, рабочий убива ет барчука—рассказ читается с большим интересом,чем „Флигель" того же автора, напечатанный в „Сибирских Огнях". Менее запоминаются наброски С. Леп- ского и Г. Пушкарева. Трудно поверить подзаголовку: „Воспо минания" под рассказом „Сила Могутная" М. Ковалева. Рассказ написан на манер блаженной памяти разных патриотических похождений Кузьмы Крючкова „Как только подперли всех к ограде рощи, наш герой Иван быстро смекнул, что надо действовать и пустить в ход свою „Силу Могутную"... Крестя колом напра во и налево по спинам казацких лошадец
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2