Сибирские огни, 1923, № 3

Ярко нарисованы им и отдельные типы людей: моторист Зарейкин, игривый о зо р ­ ной, как дельфин, и мрачный радио-теле­ графист, унтер-офицер Зобов, встают пред читателем, как живые. Все это, вместе взягое, рождает у чита­ теля^ ощущение давящей капиталистиче­ ской бойни, которая превратила людей в винтики, оторвав их от жизни, от о бщ е­ ства, от любви, здесь-же чувствуется гро­ зовое предощущение революции. В по­ вести ничего не говорится о революции, но зарождение ее чувствуется почти в каждой странице, и автор совершенно не­ тенденциозно рассказывает и историю своего революционного прозрения. В по­ вести много захватывающих моментов, жутких, кошмарных из жизни солдат импе­ риалистической войны. Нам кажется, что это лучшее, что написано Новиковым-При- бой, В альманахе помещены стихи Гераси­ мова, Обрадовича, Полетаева, Орешина, Проскунина, Нечаева, Кириллова и Сан- никова. Среди стихов нет резко выделяющихся и настолько ярких, чтобы они незабы­ ваемо ранили читателя. Но все они очень характерны для тех этапов развития, ко­ торые переживают в общей массе поэты группы „Кузница". Здесь уже нет ура-пат­ риотической кичливости: „сбросим с ко­ рабля современности Пушкина и Лермон­ това", нет барабанной трескотни и бряца­ ния внешне-вещными и мертвыми до сп е­ хами нового класса. Все стихи знаменуют собой возвращение поэтов к классике. Особенно показательна в этом отношении ямбическая поэма В. Кириллова „О дет­ стве, море и красном знамени". Здесь определенное возвращение к Пушкину, и это шаг вперед. Поэту необходимо пройти школу классицизма. Только тогда, нащу­ пав свой лик, преодолев старую форму, он сумеет с ней слить свое новое содер­ жание. И в этом отношении стихи дан­ ного сборника, за исключением разве сти­ хов Петра Орешина, которые не харак­ терны для него, показывают, что поэты движутся вперед. Обрадович начинает н е­ сколько вырисовываться со своим скупым и суровым стилем. Нащупывает новую форму и Михаил Герасимов в своей поэме „Дорога", где он уже перешагивает шаб­ лон старого стиха,—и прозу жизни умело ритмирует в переживаниях рабочих молото­ бойцев. Общ ее впечатление от стихов не плохое. Альманах внешне издан на редкость хорошо. Все, начиная от обложки и кон­ чая бумагой и шрифтами, не оставляем желать ничего лучшего. В. Правдухин. Рабочие Зори. Альманах. Издание Алтай­ ского губпрофсовета. Барнаул, 1923 г., ти­ раж 1000. Зеленая книжечка, три печатных листа' с характерным для всех сибирских типог­ рафий яблочно-грушевым орнаментом. Ал­ тай. Самое, что ни на есть, крестьянское гнездо. А все таки- -„Рабочие Зори" и де­ виз: „Свободную дорогу рабочему само­ родку!" И действительно книжечка честно, наполнена рассказами и стихами о р або­ чих, о заводах о рабочей борьбе. Толь­ ко рабочих самородков в книжечке нет. Большинство авторов известные нам пи­ сатели интеллигенты. Оставив в стороне эту сторону издания, следует отметить, что Альманах составлен, в обшем, недурно. Легко читается рассказ, Вл. Докукина „Стачка". Формальные прие­ мы автора выработались под несомненным- влиянием Л. Сейфуллиной. То же характер­ ное расположение глаголов и отдельных фраз.— „Па к тому-же и слухи всякие ходили. О новых рельсах в работе заговорили. Профсоюзы зашевелились. В завком фор­ мы новые посылать стали. „К массам бли­ же",—Поваренкову наказали, когда он в сою зе был. И активности больше. Све­ жим запахло. Интерес большой пробудил­ ся. Прав Хмыров. Молодец. В точку уго­ дил". Впрочем, подражательность автора не мешает ему верно, хотя и с очень неглу­ боким подходом, зарисовать некоторые сценки жизни советского завода „на хоз­ расчете". Лучший рассказ Круг" Анны Каравае­ вой. Хотя сюжет рассказа довольно бана­ лен—девушка работница любит барчука, рабочий любит девушку, рабочий убива­ ет барчука—рассказ читается с большим интересом,чем „Флигель" того же автора, напечатанный в „Сибирских Огнях". Менее запоминаются наброски С. Леп- ского и Г. Пушкарева. Трудно поверить подзаголовку: „Воспо­ минания" под рассказом „Сила Могутная" М. Ковалева. Рассказ написан на манер блаженной памяти разных патриотических похождений Кузьмы Крючкова „Как только подперли всех к ограде рощи, наш герой Иван быстро смекнул, что надо действовать и пустить в ход свою „Силу Могутную"... Крестя колом напра­ во и налево по спинам казацких лошадец

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2