Сибирские огни, 1923, № 3

Критика и библиография. „Вехи Октября". Литературно-художествен­ ный альманах. Издательство „Московский ра­ бочий" 1923 г. Стр. 290. Судя по тому, что альманах группирует вокруг себя наиболее последовательных писателей пролеткультовцев из группы „Кузница", он является яркой антитезой журналу „Леф". „Вехи Октября"—правый фронт искусства, если поверить самонаде­ янному заявлению футуристов, что они дей­ ствительно его левый фронт. Футуристы в своих исканиях прежде всего стремятся обрести новое слово, революционизиро­ вать форму. „Вехи Октября" идут от про­ тивоположного,—они пытаются освежить литературу революционным содержанием произведений. Но искусство не любит фронтов, оно не терпит замыслов и расчетливых наме­ рений со стороны своих жрецов; оно. по выражению Чехова, приемлет того, кто идет к нему, как к любовнице- самозаб­ венно и б ез расчетов. Открывается альманах повестью Ф. Бе­ резовского „Мать". Б ер езовский- сибирский писатель. Пи­ сатель не первой молодости, его имя имеется в литературном словаре проф. С. Венгерова. Он пишет давно, хотя на­ писано им ещ е не так много. Его твор­ чество резко распадается на две струи. Основная, э т о—его бытовые повести из сгаро-сибирской жизни (рассказ „Варвара" и др ). Здесь он в своей стихии. Он знает и чувствует старый,тяжелый сибирский быт. Он умеет его зарисовать- Его стиль, столь- ж е тяжелый и старомодный, хорошо гар­ монирует с этой кондовой сибирской ста­ риной. За последнее время писатель д е ­ лает попытки "зарисовать лик революци­ онной современности. И в повести „Мать" он рассказывает нам о женщине, которая во время колчаковщины принесла себя в жертву революции: взорвала артиллерий­ ский склад белых, чтобы избавить от смерти своего сына Леонида, которому надлежало это выполнить. Сюжет не толь­ ко революционный, но сугубо-романтиче­ ский, требующий для своего оправдания или глубокой психологической канВы развития или еш е более огромного па" фоса. Ни того, ни другого Березовский не дает. Он сразу с первой страницы уве­ ряет нас, что его мать Степанида яркая самоотверженная революционерка, как и вся ее семья. И эта прямолинейная революционность тянется сплошной лентой до конца по­ вести, не зная уклонений. Замысел слиш­ ком плакатен,—всех белых, будь это офи­ церы или рядовые казаки, автор рисует „непроходимыми мерзавцами, без каких бы то ни было социально-бытовых и ин­ дивидуальных ситуаций, всех красных— „безнадежными" героями. На манер ста­ рых рассказов для церковно-приходских школ, где неизменно фигурировали пра­ ведники и грешники. Марксистского по­ ложения, что зло не в человеке, а в клас­ совом обществе, давящем личность, в ка­ питалистическом укладе жизни, автор ху­ дожнически не чувствует. Поэтому у него нет человека, а есть заведенные им марионетки. Отсюда нали­ чие лжеромантических потуг, чтобы на­ рисовать неизмеримый подвиг Степаниды. Здесь автор убивает читателя всяческими страшными словами в стиле блаженной памяти Вербицкой. В груди с кровью рвется что-то (стр. 15). Запылало, затряслось могучее тело (стр. 23). Что-то огромное захватило в крепкие непреодолимые об'ятия. Обступили мил­ лионы ободранных, голодных и вшивых изнемогающих в кроваво-огненной б ор ь ­ бе? (стр. 32). Поток чувств, клокочущих в груди (с ip- ^8). Вздрагивала, отталкивала, и снова п о ­ гружалась в страшные холодные об'ятия. (стр. 59). Страшная мысль обжигала душу и те­ ло. (Дуализм восЛриятия. В. П.). Но клещами мучительных усилий сжи­ мала его. Обжигала страшная мысль.. Кричала каждая точка тела. Болела и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2