Сибирские огни, 1923, № 3
Волковском кладбище—непременно возле Белинского, чтобы навсегда остаться рядом с останками своего духовного отца, который первый, обрел социальную религию для человека. Постоянной трагедией Белинского было то, что с момента рожде ния он был сослан судьбой на остров Елены—на бесплодные скалы ужасной Николаевской эпохи, и оттуда всю жизнь тоскливо, но зорко глядел в социальные дали, где уже слышал шум и неясный гул на рождающейся армии, мучился тем, что не может принять участья в этих неизбежно грядущих великих классовых битвах. На смертном од ре, в бреду он говорил речь, обращаясь к русскому народу; как ка питан несуществующего корабля, он кричал в смертельной агонии со своего мостика о наступающих бурях, предвидя в исторической дали, грядущий океан внеклассового общества, где уже не будет таких т р а гедий одиночек, какую он пережил сам в своей жизни. Эту трагедию его великолепно символизирует фигура Николаев ского жандарма, которая сторожит его на смертном одре. Третье от деление, в лице присланного к Белинскому жандарма, хочет в послед ний ра з будущее России заслонить от Белинского, на смертном ложе,, смотрящего в зарево грядущих революций. Но если судьба сумела заслонить от зорких глаз Белинского гря дущую революцию, то уже не дано ей отделить нас от Белинского, не дано ей лишить нашу революцию его фигуры,—Белинский необхо димо и светло присутствует в современности, как наш духовный пре док, тосковавший о революции, о грядущей, прекрасной и цельной жизни, приближение которой дерзает осуществить уже реально, а не; только в слове, наша эпоха. Валериан Правдухин.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2