Сибирские огни, 1923, № 3
Он побывал в Германии, в Париже, где последний раз встре тился со своими друзьями—Я. Герценом и М. Бакуниным. Осенью возвратился в Петербург... Ему оставалось полгода жизни. И за это время, время поездки по России и заграницу, в его душе завершился последний духовный перелом, завершился последний акт его духов ных исканий, когда он собственно и оформил интеллектуально то, что он носил в себе всю жизнь. Путешествие по России, тесное соприкосновение с гнетущей, про клятой российской действительностью, свидание с друзьями, наносят удар его вере в утопический социализм, которому он начал пок лоняться после своего „гегельянства". Он не мог не видеть, что рус ский мужик бесконечно д алек от идей переустройства жизни на со циалистических началах, как далека от этого и Европа. Но, отказавшись от веры в утопический социализм, Белинский, конечно, не сделался либералом или постепеновцем,нет, к подобного рода людям он всегда относился резко отрицательно. Общечелове ческий (классово-пролетарский) идеал для него остался незыблемым, для него он стал искать непосредственной и крепкой опоры в р е альности. Отказавшись от исканий об'ективного смысла жизни, Б е линский теперь говорит о великом суб'ективном значении жизни че ловека. Он говорит о любви к этому несовершенному- трагическому человеку, которому свойственны великие идеалы - истины, добра, кр а соты и совершенства. Белинский ищет реальных путей для осуществления этих идеа лов. Имон находит их в правильном понимании общественных задач России, в анализе дальнейшего хода истории, общественно-экономи ческих отношений. В своем гениальном, по огромному гражданскому пафосу и социологической прозорливости, письме к Гоголю он пишет: „Россия представляет собой ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми, не имея на это и того оправдания, каким лукаво пользуются американские плантаторы, утверждая, что негр не чело век; страны, где люди себя называют не именами, а кличками: Вань ками, Васьками, Степками, Стешками, Палашками; страны, где, нако нец, нет не только никаких гарантий для личности, чести и собствен ности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных случайных воров и грабителей. Самые живые, современные национальные вопросы в России теперь: уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания, введение по воз можности строгого выполнения хотя тех законов, которые уже есть". В 1848 году он высказывает в письме к Анненкову вполне марк систское положение, развитое более ясно впоследствии Г. Плехано вым, о дальнейшем развитии России: „Внутренний процесс граждан ского развития в России начнется не прежде, как с той минуты, когда русское дворянство обратится в буржуазию". *) (Курсив наш. В. П.) Мы не имеем возможности много цитировать, но надо прочесть его рецензию на роман Сю „Парижские тайны", чтобы понять н а *) Письма Белинского. Т. ТТ1. Редакция Е. А. Ляцкого, стр. 339.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2