Сибирские огни, 1923, № 3
насколько глубже боль, когда есть у человека эти новые, найденные- слова, но он, как узник, не может передать их тому, кому-бы хотел.. Эта постоянная мука Белинского вместе с неудовлетворенностью* в личной жизни, с неиспользованным запасом духовных и душевных, сил, уводили его постоянно в крайности—и мы знаем по письмам его самого, по воспоминаниям его друзей о той страсти, доводящей; его до сумасшествия, с которой он одно время предавался в Петер бурге, например,—карточной игре, преферансу. Из истории личной жизни мы знаем о любви Белинского к: Ал. Бакуниной, любви, которая два раза вспыхивала с новой силой и. е с я к и й раз не находила ответа, и нужно определенно сказать, что жизнь Белинского не была освещена женской любовью, —женщина прошла мимо него—и это было глубокой драмой для такого пламен ного человека, каким был Белинский. Тургенев свидетельствует нам: „Белинский, один из первых лю дей своего времени, не был никогда любим женщиной". В этом отношении, Белинский действительно имел крайне т р а гическую судьбу одиночки, изгоя, порвавшего со своим сословием. Женщины высшего сословия, среди которых он вращался, всегда смотрели на него сверху вниз, хотя он был нравственно неизмеримо- выше их аристократического сословия. Белинский оказался в бе зво з душном пространстве, как Лермонтовский Демон, которого он так лю бил. Он пытался поднять до себя в молодых годах одну ^ вейку , ко торую любил, пытался вдохнуть в нее пафос своего существования,, заразить своими духовными интересами, но все эти попытки кончи лись „самой обыкновенной историей". Аристократической брезгливостью ответила на его пламенную» любовь А. Бакунина. .....Да, ни одного образа, который-бы я мог назвать своим и ми лым, я один в мире, мое сердце ни для кого не бьется, потому что- для него не билось ни одно сердце"... Иногда целыми годами, он живет, как узник: „Одиночество т е р зает, высасывает кровь капля по капле". И хотя мы знаем, что он женился на М. В. Орловой в. 1843 г., *) но ясно из истории его недолгой семейной жизни, что око ло него так и не оказалось до самой смерти женской души, которая- бы подлинно всколыхнула в нем светлой любовью всю глубину чело веческих устремлений, глубину творческого одушевления и ощущения в этой любви человеческого неумирания, социально-интимной связан ности с грядущими поколениями. В 1846 году Белинский путешествовал последний ра з по России», осенью опять возвратился в Петербург, написал свои последние статьи в журнал „Современник", куда он ушел работать от Краевского, но в январе 1847 года уже по совету врачей (он уже давно был болен чахоткой) отправился за границу. *) Он сам пессимистически пишет о своей предстоящей женитьбе Боткинуг „Знаешь-ли, когда пора человеку жениться?—Когда он делается неспособным влюбляться, перестает видеть в женщине „ее", а видеть в ней просто (имя рек)“„
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2