Сибирские огни, 1923, № 3

статье. Первым необходимым актом в процессе этой критики являете* изучение поэта: процесс критического вчувствования. „Чтобы произнести суждение о каком-либо поэте, тем более о ве­ ликом, должно сперва изучить его, а для этого должно войти в мир- его творчества не иначе, как забыв его, себя и все на свете. (Курсив Б е ­ линского). В этот мир не должно вносить никаких требований, ника­ ких заранее приготовленных понятий и вопросов, никаких страстей, а тем менее—пристрастий, никаких убеждений, а тем менее предубеж­ дений. Творческая деятельность поэта представляет собою также осо­ бый цельный замкнутый в самом себе мир, который держится на своих законах, имеет свои причины и свои основы, требующие чтобы их прежде всего приняли за то, что они суть на самом деле, а потом уже судили о них. Изучить поэта значит не только ознакомиться, че­ рез усиленные повторяемые чтения, с его произведениями, но и пере ­ чувствовать, пережить их.“ Определить пафос поэта, увидать его подлинную душу— первая задача критики. Увидать ее совершенно бескорыстно и не предвзято, подойти к ней с последней искренностью и готовностью понять ее в таком виде,, в каком она дана, в каком поэт ее обнажил в слове, обра зе ,—это первый и необходимый акт в процессе социологической критики. И только после этого „Ваша личность снова вступает в свои права и вы из ученика делаетесь судьей. Вц требуете от поэта, чтобы он был верен не вами предписанному ему направлению, но своему собственному, чтобы он не противоречил себе самому, своей собствен­ ной натуре, не уклонялся от своего призвания, словом, вы требуете от него той внутренней последовательности, которая составляет необхо­ димое условие всякой разумной деятельности". Это второй акт крити­ ки. Здесь проверяется цельность и крепость внутреннего мира по­ эта, художественная правдивость выражения им этого мира, качест­ венная высота его художнической деятельности. И, наконец, только после всего этого, критик может и должен указывать то место, какое занимает эта душа, выразившая себя в слове личность, в социальной конструкции общества. Только здесь уже можно правильно определить удельный общественный вес творчества. „Вы строго вникаете в обстоятельства, которые независимо от его воли, не могли не иметь большего или меньшего влияния на его деятельность, и больше всего на дух времени, в который он явился, на нравственное состояние, в котором он застал общество, и покажете шел-ли он наравне со своим временем, был-ли его хорегом, или только старался подпевать под его песни. Обстоятельства его частной жизни только тогда войдут в ваше рассмотрение, когда они будут в живой связи с его творчеством". Это последний акт в процессе социологической критики. В публицистической критике, типичнейшим представителем кото­ рой был у нас Писарев, первые два акта критики отсутствовали. Оста­ вался только последний. Поэтому публицистическая критика являлась прокрустовым ложем для искусства, беспощадно глушившим его ростки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2