Сибирские огни, 1923, № 3
статье. Первым необходимым актом в процессе этой критики являете* изучение поэта: процесс критического вчувствования. „Чтобы произнести суждение о каком-либо поэте, тем более о ве ликом, должно сперва изучить его, а для этого должно войти в мир- его творчества не иначе, как забыв его, себя и все на свете. (Курсив Б е линского). В этот мир не должно вносить никаких требований, ника ких заранее приготовленных понятий и вопросов, никаких страстей, а тем менее—пристрастий, никаких убеждений, а тем менее предубеж дений. Творческая деятельность поэта представляет собою также осо бый цельный замкнутый в самом себе мир, который держится на своих законах, имеет свои причины и свои основы, требующие чтобы их прежде всего приняли за то, что они суть на самом деле, а потом уже судили о них. Изучить поэта значит не только ознакомиться, че рез усиленные повторяемые чтения, с его произведениями, но и пере чувствовать, пережить их.“ Определить пафос поэта, увидать его подлинную душу— первая задача критики. Увидать ее совершенно бескорыстно и не предвзято, подойти к ней с последней искренностью и готовностью понять ее в таком виде,, в каком она дана, в каком поэт ее обнажил в слове, обра зе ,—это первый и необходимый акт в процессе социологической критики. И только после этого „Ваша личность снова вступает в свои права и вы из ученика делаетесь судьей. Вц требуете от поэта, чтобы он был верен не вами предписанному ему направлению, но своему собственному, чтобы он не противоречил себе самому, своей собствен ной натуре, не уклонялся от своего призвания, словом, вы требуете от него той внутренней последовательности, которая составляет необхо димое условие всякой разумной деятельности". Это второй акт крити ки. Здесь проверяется цельность и крепость внутреннего мира по эта, художественная правдивость выражения им этого мира, качест венная высота его художнической деятельности. И, наконец, только после всего этого, критик может и должен указывать то место, какое занимает эта душа, выразившая себя в слове личность, в социальной конструкции общества. Только здесь уже можно правильно определить удельный общественный вес творчества. „Вы строго вникаете в обстоятельства, которые независимо от его воли, не могли не иметь большего или меньшего влияния на его деятельность, и больше всего на дух времени, в который он явился, на нравственное состояние, в котором он застал общество, и покажете шел-ли он наравне со своим временем, был-ли его хорегом, или только старался подпевать под его песни. Обстоятельства его частной жизни только тогда войдут в ваше рассмотрение, когда они будут в живой связи с его творчеством". Это последний акт в процессе социологической критики. В публицистической критике, типичнейшим представителем кото рой был у нас Писарев, первые два акта критики отсутствовали. Оста вался только последний. Поэтому публицистическая критика являлась прокрустовым ложем для искусства, беспощадно глушившим его ростки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2