Сибирские огни, 1923, № 3
линского ,—и последний (и правильно) видел в этом огромную обществен н ую заслугу Пушкина. Писарев ошибочно требовал от Пушкина, чтобы он рисовал та ких людей, каких не было, но какими они представлялись первому. Эту задачу пытался практически осуществить, но неудачно, Черны шевский в своем романе „Что делать". Писарев, лжеромантик публицистической критики, не понимал, что толь ко „живая натура" может увлечь зрителя и что только с правдивым материалом может оперировать подлинная социологическая критика. Белинский своим разбором „Евгения Онегина" и дал нам обр а зец такой эстетико-социологической критики, показав на примере Татьяны, как сословное общество уродует и калечит даже таких бо- татоодаренных, „гениальных" женщин, какой являлась Татьяна. И чем подлиннее художник творчески воспроизводит жизнь, тем его создания и социально плодотворнее, ибо только тогда они попа дают в цель, захватывают читателя силой неотразимых, кровно ему близких ассоциаций. В таком виде и только в таком—и принимал Белинский искусство. З д е с ь он был сурово и беспощадно последователен. Но насколько он любил это реальное, натуралистическое искус ство жизненных, кровных и простых форм,—нормальное, с постоян ным порывом к социально-здоровому, общечеловеческому („чем оно общечеловечественнее, тем проще", выражался он), настолько-же он ненавидел в искусстве фальшь, излом, румяна, „позолоченные пилю ли " , подслащенное лекарство—сентиментализм, псевдо-романтизм, сла вянофильство и, потенциально, можно сказать, и наш современный футуризм. Он хотел в творце видеть здорового, простого человека с его основным и бессознательно-неизменным порывом к своему идеалу, ибо был убежден—„зло скрывается не в человеке, но в обще стве", где еще „много преступлений". Поэтому он принял горячо и ока зал мощную поддержку простой и естественной поэзии „земле дельческого быта" Кольцова, ошибочно, во имя этих целей, привет ствовал, как большой художественный талант не художника Даля за его простые этнографические очерки. Он развенчал далеко не бе здар ного лжеромантика Марлинского, „идола петербургских чиновников и образованных лакеев", сыгравшего известную положительную роль в развитии русской литературы. Он горячо приветствовал, наряду с этим, неглубокого бытописателя Сологуба за его повесть „Тарантас", потому что там дан неплохой реалистический, сатирический очерк .многих слоев русского общества, потому что этой повестью Белин ский мог сатирически иллюстрировать ненавистное ему славянофиль ство. Здесь он не знал колебаний, потому что у него было крепкое ощущение своей правды, правды развертывающегося грядущего, где перед ним выростал здоровый, ясный, творчески-богатый и счастли вый человек социалистического будущего. Поэтому Белинский даже т ам , где ошибался в частностях, был всегда прав в основном. Из этого вытекает и тот метод социологической критики, обосно в а н и е которому Белинский дал в своей знаменитой пятой пушкинской
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2