Сибирские огни, 1923, № 3
могли учуять, где таится оно, это действительное будущее челове чества. Белинский социально был человеком совершенно иного склада, иного формирования: он первый услышал и ощутил реальные пути к бесклассовому, социалистическому обществу. Поэтому ему так легко было преодолеть сентиментализм и ро мантизм. Внутренне он никогда не был в их плену. Жизнь дала ему гениальное понимание, ощущение реальности. Поэтому он сразу учуял в Пушкине и Гоголе великих творцов, величайших поэтов, которые, выйдя из старого общества, сумели ре ально, „натурально1* заглянуть в будущее человечества, в будущее России. Провозглашение новой „натуральной" реальной школы в лице Гоголя, которой Белинский предрекал великое будущее, было актом величайшей исторической важности. „Гоголь первый взглянул смело и прямо на русскую действитель ность", писал Белинский. „Мертвые души" —„творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни, беспощадно сдергивающее покров с действительности и дышащее страстной, нер- вистою, кровною любовью к плодовитому зерну русской жизни; тво рение необ'ятно-художественное по концепции и выполнению, по ха рактерам действующих лиц и подробностям русского быта и в то-же время глубокое по мысли, социальное, общественное, историческое".. Здесь каждое слово для своего времени таило в себе револю цию. Господа Гречи и Шевыревы все еще пытались литературу отве сти от жизни, поэтому сочинения Гоголя для них были клеветой на русскую жизнь. Белинский первый указал, что это и есть русская жизнь, с которой художник беспощадно сдернул покрывало. И вот она вся перед нами. Все то, что гордо именовало себя Россией—име нитое дворянство, помещики, купцы, генералы, чиновнки,—все это сплошь „мертвые души"... Это полное вырождение и социальный ту пик, казалось-бы, целой нации, если-бы она исчерпывалась только этими представителями, если-бы за ней не стоял тот, за кем есть р е альное будущее—русский народ. Впервые художник спросил горделивых властителе/i, господствую щ е е сословие: „Зачем живут на свете все эги пылинки и крапинки" человечества? Неужели есть какой-либо смысл в существовании лю дей, которые, за неимением живого, настоящего дела, как губернатор города NN, вышивают по тюлю, или, как поручик из Рязани, инте ресуются в жизни только хорошо сшитыми сапогами и покупают их пара за парой, или, как Чичиков, по приезде в гостиницу, застабляют полового рассказывать всякий вздор о том, кто содержал прежде трактир и кто теперь, и много-ли трактир дает дохода, и большой-ли подлец их хозяин, а после обеда идут гулять, во время прогулки сры вают афишу, внимательно прочитывают ее, а потом кладут в шкатул ку. Неужели есть какой-либо смысл в существовании Плюшкина, Ма нилова, Собакевича? Вот Манилов, который сидит по целым дням и любуется красивыми рядами горки выбитой им золы, или вот этот почтмейстер, который пытается во время игры в карты выразить на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2