Сибирские огни, 1923, № 3
школы — н а т у р а л ь н о й . Но уже и в „Литературных мечтани ях" он наносит удар за ударом „лимонаду кислосладкому", литера турной патриотической дребедени г. г. Кукольников, ложноклассике сословного искусства, плаксивости сентиментализма. Он уже ощущает великую переломную эпоху, когда литература уходит из аристократи ческих особняков дворянства, перестает плакаться о „бедной Лизе"* а делается могучим средством „самосознания народа", зеркалом, в котором он видит в полноте свой образ. Белинский здесь впервые утверждает положение о том, что не упрекать художников, а восхва лять их надо за то, что они изображают нам „низкую природу",„ впервые провозглашает принцип „народности" в его социально-здо ровом, почти социалистическом понимании. „Наша национальная физиономия всего больше сохранилась в низших слоях народа" ,—это утверждение в то время было дерзост ным, революционным и свидетельствует о том, что Белинский уже в то время думал о гораздо большем, нежели он мог прокричать об ществу сквозь рогатки „татарской цензуры". Часто спорят о том, в какой мере Белинский являлся последова телем Надеждина в пору своих „Литературных мечтаний", но даже те, кто старается формально сохранить за Белинским его самостоя тельность, плохо представляют и охватывают всю глубину и качествен ную разницу понимания искусства и идеалов этих двух критиков. Для Надеждина—творчество, искусство всегда подчинено морали, отвле ченной нравственности; для Белинского—искусство всегда свободно,, органически естественно. Он с начала дней своих и до последних минут своей жизни утверждал, и правильно, что „искусство должно быть прежде всего искусством", и только после этого убежденно ука зывал, что оно наиболее мощно тогда, когда органически связано с живыми, социально-революционными и радостными устремлениями. Он, в сущности, первый утвердил то бесспорное и верное с точ ки зрения диалектического материализма положение, которого ещ е многие и до сих пор не понимают, что искусство,—с точки зрения ху дожника, есть проявление творчески охватывающего жизнь порыва социальна и биологически здорового и личностно-свободного человека, и,—с точки зрения читателя, зрителя,—творческое, актуальное и непосредственное созерцание ми ра в образах, или, как мы теперь говорим, эмоционально-оформляющее и преобразующее познание жизни в образах. Писатель не доказывает, а показывает от полноты своего творческого жизненастроения. Белинский первый утвердил, и окончательно, единство формы и содержания художественного произведения, которое должно охватывать весь предмет изображения. Идея произведения, по его концепции со циальной эстетики, может быть и должна быть всегда лишь конкрет ной, непосредственной идеей. Это несомненное и яркое показательство его личной гениальности, а главное, это общественно-огромная заслу га—у самых истоков русской культуры, дать правильные принципы искусству, ибо в дальнейшем мы видим, как часто эти принципы из вращались и извращаются часто даже теми, кто считал себя после дователем Белинского ,—с одной стороны, народнически-монашескими теориями Писарева, с другой стороны—безжизненными измышлениями
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2