Сибирские огни, 1923, № 3

Виссарион Белинский— основоположник социальной эстетики. Ц семидесятипятилетию со дня смерти— 2 6 мая 1848 г .— 2 6 мая ст. стиля 1923 года. Мы никогда не сумели-бы понять значения деятельности Белин­ ского, если-бы прежде всего не взглянули на социальную сущность и политический лик той эпохи, в которой жил величайший русский критик. Недолгая жизнь Белинского почти вся укладывается в, так назы­ ваемую, Николаевскую эпоху; во всяком случае, вся полоса сознатель­ ной жизни, вся его общественно-литературная деятельность целиком заключена в ней. Если эпоху Екатерины II можно считать расцветом дворянско-кре- лостнического уклада жизни; эпоху Ялесандра I—началом осени, когда глаза еще не замечают увядания, а видят лишь пышные плоды этого расцвета, то эпоха Николая I, это—целиком осень, умирание, конец определенной фазы развития, сохранившей еще свои внешние поли­ тические формы. Крепостнически-дворянский уклад жизни исчерпал свои формы, свои возможности и начал умирать. В нем зарождается нечто иное,— буржуазно-помещичьи тенденции начинают проявлять себя довольно явственно, но им еще не сразу удается одержать победу. Николаевская эпоха, это—типичнейшая эпоха сословного обще ­ ства, которое пришло уже в тупик. История преподнесла этому послед­ нему сословию ужасающий и смертельный баланс, в котором итогом стояло: дорогу буржуазии, смерть крепостничеству! Но ничто живое не хочет умирать добровольно. И здесь мы ви­ дим самую отчаянную борьбу, бездарнейшую цепку за старое, по ­ пытку создать механизм, который сохранил-бы старые устои. Сперанский, когда-то блестящий либерал Александровской эпохи, теперь растерявший в конец свой либерализм, с упорством архива­ риуса собирает 45 громадных томов „Полного собрания законов Рос­ сийской империи", из обрывков которых шьется обветшалое, опоздав ­ ше е чуть не на столетие, платье „Свода законов Российской империи".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2