Сибирские огни, 1923, № 3
Но вглядитесь, вчитайтесь в эту проповедь механизации чело вечества—и хохот Мефистофеля (а, быть может, смердяковское ехид ное хихиканье более „мелких бесов")—циническая насмешка над вся ким коллективизмом и коммунизмом заструится из этой проповеди... Этот хохот слышен в той „Энциклопедии механической любви", что выходит в Лондоне в 1914 году под редакцией Хуренито, в предисло вии к которой Хулио проповедует „разнообразные механизированные ласки". 13806 половых „развлечений", превращение женщины-любов ницы в „прекрасную, усовершенствованную, согласно последнему сло ву техники, машину", „не уступающую великолепному форду" и „пе редвижной электрической ванне". *)—. Вот Хуренитовский апофеоз конструктивизма: женщина—вещь! Но разве вы не слышите дребезг сатанинского смеха: не забудьте—составителями этой „Энциклопедии" выступают одиннадцать старейших проституток Парижа! А „совокупле ние по разверстке", проповедуемое Хуренито, не напоминает ли „раз верстку зачатий" в уничтожающей сатире того же И. Эренбурга под названием „Ускомчел" 2)—?... Ускомчел Хуренито видит „личинки нового общества" в ка зар мах, университетах и пивных. „На военных занятиях учитель восторгался равномерно выпяченными грудями, подобранными животами, потерявшими всякий индивидуальный смысл лицами и этими „направо" и „налево", мгновенно передвигавшим великолепную игрушку. Когда унтер ударял по щеке какого-либо Фрица, скосившего в бок свою еще не дисциплинированную голову, все, в том чис ле и Фриц, выявляли полное удовлетворение, ибо суть дела была не в выбитом зубе Фрица, а в исправлении дивного ме ханизма" 3)—. Что же удивительного, ежели, попав в Россию в дни октябрьских бурь, Хуренито пытается создать всероссийскую казарму с „потеряв шими всякий индивидуальный см,у,сл лицами", жаждет (или делает вид, что жаждет) „создать новый пафос’ для нового рабства", считает по нятие „свободы" контр-революционнь1м, а, попав комиссаром в Кинеш- му, издает не то декреты, не то провокационные каррикатуры Уском- чела, воспрещающие „до 15-го с. м. гражданам г. Кинешмы и уезда производить зачатия", запрещает чтение, „в целях экономии мозгов", книг теологических и филосовских 4)—, и т. д. и т. д. Что же удивительного, если вся революция представляется Эрен- бургу неким „кабаре имени Карла Маркса"? От всей этой механиза ции человека и жизни, в первую очередь, стошнило самого же „учи теля*, зевота нечеловеческой скуки раздирает его челюсти, и, неспо собный умереть за идею, Хуренито умирает „за сапоги"—да, погиба ет под и гом в ещ е й , понадобившихся какому то бандиту... И как харак *) Jb.. стр. 79. 3) См. сбррник его рассказов .Неправдоподобные истории", Берлин, 1922 г., изд. С. Ефрон. 3) .Хулио Хуренито*, стр. 114. Jb., стр. 256—7.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2