Сибирские огни, 1923, № 3
трический стул, а Хуренито, не желая предаваться подобным захо лустным идиллиям, сел на пароход „Рекс" и отправился в Европу"..^ Над кем же, спрашивается, больше издевается здесь Хуренито: над капиталистической ли цивилизацией, строющей свое благополу чие на голодной смерти одних и филе из бекасов для других, или над голодными ирландцами, погибающими на электрическом стуле из-за провокационной электронасмешки Хулио Хуренито? И этот обоюдоострый направо и налево, над сытыми и голодными—цинизм составляет сердцевину всей „проповеди" Хуренито и его учеников! На первый и при том поверхностный взгляд может показаться, что у Хулио Хуренито и его alter edo „ученика" Ильи Эренбурга— имеется некоторый положительный идеал: это—Вещь, Машина, кон структивизм, сооружение фордов и подземных писсуаров, *) механи зация и примитивитизация человека, разрушение искусства, торжест во утилитаризма над эстетизмом, штампованной организации—над свободным общежитием, и. т. д. И действительно: Хуренито выступает как будто апостолом в е щи, материи, быта, булки и сапога. Во имя подчинения человека— Вещи стоило д аж е—как кажется Хуренито—вести эту жуткую миро вую войну: „Война велась с помощью вещи, открыла всем ее смысл и мощь. Разрушая тысячи вещей, материей уничтожая мате рию, люди научились уважать вещь, как таковую, полюбить ее так, как любить не умели в счастливые дни мира... Чем ближе стали люди к уничтожению реальной повседневной жизни своей и чужой, тем больше она их к себе притягива ла. 2) И Хуренито зовет к самоцельной вещи, к Вещи ради Вещи, к булке ради булки, к обожествлению сапог ради сапог... Раздавая учени кам своим ломтики крохотной белой булочки, купленной в голодный 1919-й год, где-то под Малым-Ярославцем, Хуренито произносит свою .нагорную проповедь" нового блаженства сытых и обутых: „Помните Париж накануне войны, задыхающийся от из бытка ненужных вещей, от труда, подобного пересыпанию гороха узником? Кто тогда мог понять высоту, сияние, бо жественную приро; у булки или сапога? Теперь возвращена нам начальная радость и, потеряв сотни лживых идеалов, вы обрели достойные обожествления вещи". 3) Эта проповедь может показаться (и кой-кому на „левом фронте" уже показалась) революционной марксистской, коммунистической. На это спекулирует и Хуренито, заявляя: „Радуйтесь, друзья, вы познаете сейчас величье челове ческого труда, святость созданного мозолистыми руками". *) „Необычайные похождения”, стр. 93, сравнить с цитированным местом книги .А все таки она вертится". 2) Ibid, стр. 216. 3) Ibid, стр. 320.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2