Сибирские огни, 1923, № 3
Доклады поражали одним—многословием и пустословием. Доклад Шатилова, напр, занял два заседания и длился десять часов. Шатилов говорил на тему: „Сибирь, как составная единица Рос. Федер. Респуб лики". Но что это был за доклад!? И как это не сгорел со стыда бу дущий „министр туземных дел!? Чтобы не отстать от товарища, десятичасовый доклад сделал и Захаров. Он излагал и защищал эсеровские принципа автономного устройства Сибири. На эту тему Захаров, собственно говоря, сделал два доклада. Эти доклады предлагали следующую схему областниче ской власти для Сибири: Сибирские Областные С'езды являются выразителями воли Си бири. Они разбирают все общесибирские вопросы. Им-же принадле жит и законодательная функция. С'езд избирает Сибирский Исполнительный Комитет в составе 7 членов и б кандидатов. Почетным председателем Комитета изби рается Потанин. Комитет управляет всеми делами. Кроме того, на каждом с'езде избирается в составе 33 членов Сибирский Областной Совет, который, как полномочный орган с'езда, будет „из'являть волю народа" в промежутке между одним с'ездом и другим. Областной Совет созывается по мере надобности Исполнитель ным Комитетом. На Областной Совет, который будет выбран на этом первом с'езде, возлагается обязанность во-первых, вступить в сноше ния с Советом Народов, который организован центральной властью, и, во-вторых, пригласив себе на помощь „всю юридическую мысль Сибири", выработать декларацию прав Сибири и собрать все необхо димые материалы, д а бы—патетически воскликнул Захаров—на Кон гресс Народов явиться вполне подготовленным для защиты интересов автономной Сибири". Первый областной совет, кроме того, подгота вливает и проводит выборы в Сибирский Учредительный С‘езд, ко торый выработает конституцию Сибири. В своем докладе Захаров, между прочим предопределил характер и форму этой конституции. „Наше государственное устройство—сказал он, согласно отчету „Зн. Рев." № ПО—должно вылиться в форму мир ного сожительства народов. Признавая необходимость создания для всей Сибири народного представительства—своего парламента, мы не посягаем на целость Российской Республики. В состав республики Си бирь входит только, как автономная единица, с такими-же правами, какими обладают отдельные штаты в других федеративных государ ственных об‘единениях. Точно необходимо разграничить компетенции центрального парламента, куда войдут и представители Сибири, и ме стного парламента—Сиб. обл. думы. Этот вопрос должен разрешить Учредительный с‘езд, созванный из представителей губерний и обл а стей Сибири, и свой план в виде проэкта надо будет представить для согласования во Всеросс. Учр. Собрание". Сколько же делегатов, спросят присутствовало на этом з а с ед а нии? Как указывает отчет, в Томске в это время находилось около 80 делегатов, в том числе, конечно, и делегаты командированные на с'езд учреждениями и организациями самого Томска. А большинство этих делегатов, заметим, игнорировали с'езд или совершенно пере
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2