Сибирские огни, 1923, № 1 — 2
— Что новенького? В действительности, нового не было ничего. Тот-же базар, те-же, застывшие в глубине лавок, фигуры баев, те-же стаи собак на улицах, даже слухи стали повторяться: — Послушай, да ведь это уже говорили... — Когда? Дх, да на той неделе. Верно, верно. Переговорено было все, кругом были одни и те-же лица, отсут ствие свежих впечатлений делало людей нервными, раздражительными. Жизнь города с его средневековыми крепостями, мечетями, ку мирнями, глиняными заборами и рядами китайских и сартовских лавченок была мертвой, застывшей в раз навсегда установившихся формах и бесконечно далекой для беженцев. Это была иная культура, иная эпоха. Днем на базаре, об'ясняясь на каком-то новом эсперанто, продавая и дико выкрикивая: „сатаде“, делясь „новостями“ и веря в реальность „киргиза из Сергиополя", люди не так сильно ощущали свою заброшенность. На с пяти-часовым азаном *) базар прекращался. И вот, с наступлением вечера, незаметно подкрадывалась тоска... Му чительная жуткая тоска заживо похороненных людей по солнцу и свету, тоска по иной жизни—кипучей, деятельной, наполненной про стыми и понятными интересами, протекающей в понятной, близкой и родной обстановке. Сгущались сумерки, темнели у домов молчаливые, сгорбленные фигуры, а над ними в неподвижном, холодеющем воз духе, медленно и печально плыл вечерний напев муэдзинов... — Хоть-бы рожу новую увидать, или паровоз какой-нибудь—жа ловался мне один доктор. — Эх, у нас-то теперь на Волге благодать. За один год, чтобы дома пожить, поработать по человечески, всю-бы жизнь отдал—тоско; вал другой беженец. Ночью по улицам города ходить не разрешалось; отчасти потому, что время считалось тревожным, отчасти вследствие обычая, глася щего, что все добрые люди с наступлением темноты должны ложиться спать, а ночью ходит только „плохой человек“. Часов с 10-ти вечера всюду начинали трещать колотушки сторожей и на улицы выходили патрули, носящие перед собой громадные бумажные фонари; всякий засидевшийся долго в гостях, видел такой фонарь издали и мог забла говременно свернуть в другую улицу. Ночную охрану можно было хорошо разглядеть днем. Ежедневно по базару Чугучака торжественно проходил кортеж, впереди которого несли разрисованный деревянный мйч, символизирующий закон, за меченосцем шел дряхлый, доволь ного мирного вица старичек в русских офицерских штанах, кителе и с биноклем, сбоку у него болталась игрушечная шпаженка в блестя щих ножнах. Иногда старичек награждал кого-нибудь ударом палки, но делал это очень лениво, т. к. был пьян от опиума. За ним парами шли солдаты полиции, полуголые оборванцы в возрасте от 10 до 70 лет. Во время шествия они довольно энергично забирали из под *) Язан—призыв мусульман на молитву: азанчи или муэдзин—глашатай, пять раз в день возвещающий с балкона минарета, что наступила пора молиться.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2