Сибирские огни, 1923, № 1 — 2
сывали на мороз заходивших погреться женщин. Партизаны Анненко ва получали до трех фунтов белого хлеба, мясо, масло, сахар и пр., об'едки выбрасывали, но для измученных, голодных и больных при шельцев хлеба на складах не было. — Побежали, сволочь. Ну, мы с нашим братом атаманом не по бежим, мы и им зададим жару—фраза которую приходилось слышать в Сергиополе на каждом шагу. Кичась и бахвалясь, анненковские партизаны и семиречинькие казаки были чрезвычайно довольны воз можностью не пустить обогреться, накричать избить нагайками, выг нать откуда-нибудь или есть хлеб в присутствии голодных. Покупка и продажа с'естных припасов и фуража были Анненковым строжайше запрещены, за нарушение этого приказа полагалась беспощадная порка. Предлагалось... двигаться дальше. Вся совокупность условий жизни Семиречья, условий вполне первобытных, создала в этом угол ке страны особую породу людей „семиреков“, тупых, жестоких, приз нающих лишь один авторитет—силу, живущих самой безжалостной эксплоатацией туземного населения и даже дома и на полевых рабо тах не расстающихся с нагайкой. Понятно почему дикий атаман из брал ареной своей деятельности Семиречье—нигде не могла бы Ан- ненковщина расцвести столь махровым цветом, как именно там. Почему Анненков не помог „оренбуржцам“? Говорили, что между Анненковым и Дутовым существовала личная вражда, но вернее— Анненков просто боялся увидеть в лице Дутова соперника на власть в Семиречьи и, чтобы обезвредить опасного оренбужца, решил окон чательно развалить остатки его армии. Между прочим, на протяжении всего времени до от'езда Дутова в Лепсинск, людей его армии уси ленно приглашали в партизаны, запись в которые покрывала всякие грешки. Становясь партизаном, каждый делался „сверхчеловеком“ и мог досыта жрать. Отмечу, что соблазнились привольным житьем и запи сались в партизаны- единицы. Части Анненкова были отлично вымуш трованы, имели чрезвычайно лихой вид, особый уклад жизни, друг к другу обращались на „ты“: „ты, брат атаман“, „ты, брат партизан“, полки имели громкие названия кирасир, улан и гусар; в армии его не было также никакой отчетности и канцелярий, жили на „честное слово“ и „чем бог пошлет“. К оренбуржцам на пути их из Каркаралинска до Сергиополя и в самом Сергиополе присоединилось много различных разрозненных частей, обозов и единичных беженцев, выходивших из степи, двигав шихся из Прииртышья и с Алтая. Можно предполагать, что общее ко личество отходящих колебалось от 100 до 150 тысяч. В Сергиополе наступила настоящая зима, выпал снег, начались морозы. Между тем, тиф не прекращался, теперь почти все были или тифозные, или выздоравливающие. Кто перехворал сыпным,—зара жался возвратным. Дальше на юг двигалась уже „мертвая колонна“. Приблизительно с Каркаралинска, а к моменту выхода из Сер гиополя, уже вполне ясно, в людях стало намечаться, нигде мною раньше не наблюдавшееся явление, достигшее впоследствии форм непередаваемо страшных: в людях постепенно начало отмирать чело веческое достоинство. Полная потеря его, озверение, наступило зна чительно позже, но уже в киргизских степях и на перевалах Тарбага-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2