Сибирские огни, 1923, № 1 — 2
Лучшее в журнале обложка -она бьет в глаза черными, белыми и красными пятнами. Гонг. Журнал литературы, искусств и театра № 1 январь 1923 г. Самара. Губиздат. Энергичная группа Самарских молодых писателей путем усиленной работы посте пенно улучшает свои издания. „Гонг“ и по содержанию и по внешности шаг впе ред в сравнение с „Поволжьем“. Из стихов № 1 следует отметить хоро шие стихи из цикла „Иней“ Я. Кузмина. у Я. Вина в стихотв. „Топор“ фраза насы щена динамикой и встречаются яркие ме ста: „ лучатся ярко на дровах слепитель- ные зерна“. Стихи Г. Коренева, посвященные Блоку, созвучны с духовным обликом поэта. Я. Каспий к 5-ой годовщине октября по местил стихи „Человечеству", где ему удалось избежать шаблонных слов одо- писаний. Проза хромает. „Тиф-Тяф“ (Волжская легенда) Н. Степного написана торопливо с прозаическими диссонансами: „Волга заприметила это, взяла да и нарядилась красавицей“, слаб рассказ „Деревня“ В. Кузьмина, несколько лучше „Ржаное поле“ Ст. Косова. Содержательность номеру придают статьи по искусству. Лучшая статья „Опе ра", подписанная О., устанавливает эво люцию основных элементов оперы и оп ределяет характер требований, которые в настоящее время могут быть к ней пред‘- явлены. Статья „Новые направления в поэтике" Б. Разенфельда реферирует взгляды Жир мунского на поэтику. В заметке Стрэнта „Поэт великой рево люции", посвященной памяти Блока, при водится стихотворение Блока „Два века“, характеризующее социальные предвосхи щения поэта. Из других статей следует отметить: „Вос поминания о Горьком“ К. Разуваева, „Са марская старина“ Я. Треплева, обзор жур налов Треплева. Хорошо освещена театральная жизнь. Вопросы театра приковывают внимание журнала и трактуются им умело и с инте ресом, что придает характер полноты и законченности журналу. Первый номер заставляет ожидать с интересом второго. П, Комаров. П. Драверт.—Сибирь. Избранные стихи. Книгоиздательство «Сибирские Огни». 1923 г. 130 стр. тТ'Химическая колба, где на примусе кипятится чай. Огнеупорный фарфор вме сто стаканов. Кровать—кушетка. Надней походный топорик с резьбой на железе. Чугунный крест—летящая гагара—свя щенного бубна шамана. Кристаллы. Стек лянная трубка с порошком вивианита, синим, как Байкал. Картины природы западной, восточной Сибири- Забайкалья, Камчатки. Мохнатый мамонт с изогнуты ми вниз клыками. Снимки легендарных экспедиций... стихи!.. П. Драверт не только поэт. Он преж де всего ученый, профессор минералогии, исследователь Сибири. И поэтому, быть может, он—поэт. Ибо есть увлекательная поэзия исследований, мыслей, приходя щих в рабочих лабораториях, экспедиций, где знакомые грезы так парадоксально противоречат веками неизменным пу стыням... „Костями мамонта, песком и валу нами Покрыты мертвые, немые берега“... П. Драверт единственный поэт Сибири. Здесь много пишущих стихами и прозой. Многие имена становятся известными; но все это—недавние пришельцы, чувствую щие себя непрочно на новых местах, в наскоро сколоченных жилищах, кочую щие вдоль железнодорожной линии... Потому, что идущий прямо. Тучи гоня головою, Придет к их городу Мамонт И раздавит один пятою. (Н. Тихонов). Но мирно спят в саркофагах вечной мерзлоты кости мамонтов и носорогов. Заселяются степи. Отступает Язия. Си бирь становится частью единого целого. Поэтому не может быть сибирской поэ зии. И только П. Драверт, с настойчиво стью ученого, собрал в своей книге ро мантику той Сибири, где нет железных дорог и полюбил ее просто за то, что это Сибирь, а не за то, что „Здесь будет центр всемирных грез“! Читая стихи И. Драверта, приходится с некоторым усилием воли заставить себя забыть современную „технику стиха“, ко торой так забавно привыкли кичиться в Москве... Тогда появится эта страна, где. в глубине, нетленно, как мумии фарао нов, лежат трупы погибших... Тунгузы но чами ведут мистические хороводы...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2