Сибирские огни, 1923, № 1 — 2
„Беда, коль пироги начнет печи са- пожник1-,—мало того, что этот добрый со вет автор основательно забыл сам, он еще со смелостью, достойной бравого ка валериста, рекомендует его забыть и творцам-художникам и за полу тащить их на убогую плоскость воскрешаемой им Иисаревщины. Правильное положение и требует на иболее ярких доказательств, иначе оно выливается в трофарет или соверешнно извращается. Так Н. Н. Бобровников правильное марксистское положение о диалектике бытия (Ы 2—3) совершенно запутал ненуж ным отвлеченным философствованием. Это положение, если и нуждается, то нуждается в раз'яснениях ясных, конкрет ных. вытекающих из самого процесса ма териальных явлений, как это делали все классики марксизма. Переносить же вопрос вновь в область чистых понятий и особенно в дебри гно сеологической (в сущности, в самой по- становке-метафизической) проблемы, это значит снова запутывать его и этим лишь обнаруживать свое тяготение к той же идеалистической школе Гегеля Но все же, не смотря на все наши за мечания, мы должны сказать, что журнал должен жить. Он может жить. В этом от ношении для нас всегда кичливой кажет ся точка зрения столиц, пренебрежитель но относящихся к подобным попыткам. Революция должна уничтожить зту кич ливость, коренящуюся в основах буржуаз ного миропорядка, когда головка высасы вала кровь у периферий и распухнув, са ма болталась на пустых щалнерах, как колесо без приводных ремней. Периферия должна наполниться кровью, потому что эта кровь по существу всегда здоровее. И мы пожелаем журналу „Красные зори“ наполнить свои страницы этой жи вой и здоровой -собст венн ой кровью. Для этого необходимо, прежде всего, пра вильно нащупать лик, организм журнала. Строже - до суровости-относиться к печатаемому материалу Может быть, не сколько уменьшить размер журнала, но так, чтобы каждый отдел бил в точку, был свеж, нов и ярок. Картиночки и стихи—за редким исклю чением—изгнать из журнала; перепечат ками не заниматься, (Родов Семен), рас шевелить художников прозы, привлечь уже опытных (напр. Ис. Гольдберга), коп нуть молодых. И будем верить,—Зори тогда действительно зазоревеют! Пусть будет так! В. Правдухин. Сдвиг. Ежемесячный журнал Литера турной Ассоциации при Челябинскойгу бернскойсекцииработников печати№1, март 1923. Стр. 28. Слабый журнал, переполненный статья ми газетного тона, с потугами на ориги нальность, которую они заимствуют у конструктивистов и Маяковского. Программное заявление редакции „Сдви га“ занимает целую страницу. Каждая фраза образует отдельный абзац. По за мыслу они должны потрясать читателя как силой выражений („гигантская обязан ность“, „фабрика событий', „молот моз гов“, „аэроплан энергии“ и т. п.), так и новизной выставляемых положений. — Современность об'явила экзамен на зрелость. — Сильные и смелые выдержат —слабые провалятся. Некоторые из положений вызвали бы законную зависть у Козьмы Пруткова. „Одному за этим (предполагается рево люция) не усмотреть". Встречаются загадочные фразы, напри мер, „Во всяком уголке, где бьется, хотя бы небольшой общественный организм, нужны творческие глаза“. Здесь неясен залог, в котором употреблен глагол „бьет ся“, если это действительный, то возни кает вопрос „обо что бьется обществен ный организм?“, а если страдательный, то: „кем или чем бьется общественный орга низм?“ (в последней своей форме вопрос приобретает социально-политическую ок раску). В журнале есть рассказы, статьи и, как видите, юмор. Все довольно легко весно. Относительно удачней в журнале юмористика „Похождения Миная Минаеви- ча Вертопрахова" (Красный Мюнхгаузен) Ясова и др. Еще удачней были бы стихи, если бы они не были перепевами под Маяковского. В. Игнат (главный сотруд ник журнала) поместил картины октября в Москве, П. Ганский „Историю моего современника“ и Я. Морисон „В лесу“- Первые две вещи носят газетно-фелье тонный характер, последняя уклоняется в никчемную лирическую символику. „Сумрачно спит зимний лес. Задумался, словно над чем то тяжелым“. Явтор спе шил и не заметил, что нельзя одновре менно усыплять лес и заставлять его ду мать. Тоном легковесности и отсутствия само стоятельного творчества проникнут жур нал. Коротенькие мысли преподносятся в качестве новейших открытий. Может быть, следующие номера будут больше прора ботаны, но первый опыт в общем не удачен.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2