Сибирские огни, 1923, № 1 — 2

„Беда, коль пироги начнет печи са- пожник1-,—мало того, что этот добрый со­ вет автор основательно забыл сам, он еще со смелостью, достойной бравого ка­ валериста, рекомендует его забыть и творцам-художникам и за полу тащить их на убогую плоскость воскрешаемой им Иисаревщины. Правильное положение и требует на­ иболее ярких доказательств, иначе оно выливается в трофарет или соверешнно извращается. Так Н. Н. Бобровников правильное марксистское положение о диалектике бытия (Ы 2—3) совершенно запутал ненуж­ ным отвлеченным философствованием. Это положение, если и нуждается, то нуждается в раз'яснениях ясных, конкрет­ ных. вытекающих из самого процесса ма­ териальных явлений, как это делали все классики марксизма. Переносить же вопрос вновь в область чистых понятий и особенно в дебри гно­ сеологической (в сущности, в самой по- становке-метафизической) проблемы, это значит снова запутывать его и этим лишь обнаруживать свое тяготение к той же идеалистической школе Гегеля Но все же, не смотря на все наши за­ мечания, мы должны сказать, что журнал должен жить. Он может жить. В этом от­ ношении для нас всегда кичливой кажет­ ся точка зрения столиц, пренебрежитель­ но относящихся к подобным попыткам. Революция должна уничтожить зту кич­ ливость, коренящуюся в основах буржуаз­ ного миропорядка, когда головка высасы­ вала кровь у периферий и распухнув, са­ ма болталась на пустых щалнерах, как колесо без приводных ремней. Периферия должна наполниться кровью, потому что эта кровь по существу всегда здоровее. И мы пожелаем журналу „Красные зори“ наполнить свои страницы этой жи­ вой и здоровой -собст венн ой кровью. Для этого необходимо, прежде всего, пра вильно нащупать лик, организм журнала. Строже - до суровости-относиться к печатаемому материалу Может быть, не­ сколько уменьшить размер журнала, но так, чтобы каждый отдел бил в точку, был свеж, нов и ярок. Картиночки и стихи—за редким исклю­ чением—изгнать из журнала; перепечат­ ками не заниматься, (Родов Семен), рас­ шевелить художников прозы, привлечь уже опытных (напр. Ис. Гольдберга), коп­ нуть молодых. И будем верить,—Зори тогда действительно зазоревеют! Пусть будет так! В. Правдухин. Сдвиг. Ежемесячный журнал Литера­ турной Ассоциации при Челябинскойгу­ бернскойсекцииработников печати№1, март 1923. Стр. 28. Слабый журнал, переполненный статья­ ми газетного тона, с потугами на ориги­ нальность, которую они заимствуют у конструктивистов и Маяковского. Программное заявление редакции „Сдви­ га“ занимает целую страницу. Каждая фраза образует отдельный абзац. По за­ мыслу они должны потрясать читателя как силой выражений („гигантская обязан­ ность“, „фабрика событий', „молот моз­ гов“, „аэроплан энергии“ и т. п.), так и новизной выставляемых положений. — Современность об'явила экзамен на зрелость. — Сильные и смелые выдержат —слабые провалятся. Некоторые из положений вызвали бы законную зависть у Козьмы Пруткова. „Одному за этим (предполагается рево­ люция) не усмотреть". Встречаются загадочные фразы, напри­ мер, „Во всяком уголке, где бьется, хотя бы небольшой общественный организм, нужны творческие глаза“. Здесь неясен залог, в котором употреблен глагол „бьет­ ся“, если это действительный, то возни­ кает вопрос „обо что бьется обществен­ ный организм?“, а если страдательный, то: „кем или чем бьется общественный орга­ низм?“ (в последней своей форме вопрос приобретает социально-политическую ок­ раску). В журнале есть рассказы, статьи и, как видите, юмор. Все довольно легко­ весно. Относительно удачней в журнале юмористика „Похождения Миная Минаеви- ча Вертопрахова" (Красный Мюнхгаузен) Ясова и др. Еще удачней были бы стихи, если бы они не были перепевами под Маяковского. В. Игнат (главный сотруд­ ник журнала) поместил картины октября в Москве, П. Ганский „Историю моего современника“ и Я. Морисон „В лесу“- Первые две вещи носят газетно-фелье­ тонный характер, последняя уклоняется в никчемную лирическую символику. „Сумрачно спит зимний лес. Задумался, словно над чем то тяжелым“. Явтор спе­ шил и не заметил, что нельзя одновре­ менно усыплять лес и заставлять его ду­ мать. Тоном легковесности и отсутствия само­ стоятельного творчества проникнут жур­ нал. Коротенькие мысли преподносятся в качестве новейших открытий. Может быть, следующие номера будут больше прора­ ботаны, но первый опыт в общем не­ удачен.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2