Сибирские огни, 1923, № 1 — 2
Дальше идут прилизанные и интелли- гентски-романтические писания о поры вах, томлениях и скорби. Это—„Гряду щее“ (№1) Шульгина и „Страничка“ (№ 2) М—ии. — „Стоял теплый осений вечер“. „Див ные песни соловьев“. „Мягкое, нежное ли цо“. „Лицо его было бледно0, страдаль ческое, руки бессильно висели". < Ш уль ги н ). — „Слушала его—притихшая и взволно ванная“... „Чудесный радостный смысл“... Как пленительная поэма о близком прош лом и пленительном настоящем“. „Все бы ло необычайно, чудесно и радостно“. Не передаваемо радостный смысл о глубоком величии этой общей скорби и о ее соб ственной светлой грусти“. (М—мя). Оба рассказа написаны не словами, а сплошь-подобными, истертыми пятаками в „бесконечной игре - орлянке“ писавших до них писателей. Ни единой цепки за жизнь, за вещь, которую бы увидали они сами, собственными глазами, словно мир давно умер и уже „не вращается“... ■ Недурно написан рассказ „Жужелица“ (N 2 4) С. Добросмысловым, но его „патри отическое" содержание даже больше, чем надо, давно уже исчерпано бесконечными баталистами, зарабатывавшими на теме „Германская война“ свою копейку. Лучше других два рассказа И. У.— „Плесы“ и Кустарники“. Здесь уже чуть чуть начинает пахну] ь подлинной жизнью, есть отзвуки современной социальной борьбы в переломлении ее в деревен ском быту, но, к сожалению, у автора совершенное отсутствие художественного замысла,—он покорно идет за „случаями“ жизни, не выделяя и не нащупывая их сердцевины. Боже избави нас от советов полити ческой тенденции, нет,—необходимо идти за жизнью, но выбирать из нее не слу чайное, а органическое,—героев нетопить, а вводить их в гущу жизни и смотреть, какое они найдут разрешение, где они обретут победу над социальным хаосом. Ми н у е м „Политико - экономический отдел“, сплошь состоящий из оффициаль- ных, газетных статей. Несравненно интереснее отдел „Бы лое". Здесь недурна статья Добровольца „О крымской кампании“' Написана она живо, правдиво, материал подобран лю бопытный. Содержание ее совпадает с фабулой романтической эпопеи Ал. Ма- лышк^на „Падение Дайра“, помещенной в № 1 Альманаха „Круг“. Безусловно любопытна и статья Рож дественского „К вопросу о пребывании В. Г. Короленко в Сибири, где рассказы вается о заключениях покойного писателя в тисках административного произвола. Только зачем было печатать ее таким мелким шрифтом? И уже подлинную, историческую цен ность представляет из себя „Дневник Пе пеляева“. Помимо того, что здесь пред нами четко встает фигура последнего премьер- министра Колчака, дневник даст многочи сленные нити к верному пониманию „по зиции” кадетской партии в истории Си бирской контр-революции. Нужно ли говорить, каков характер самой фигуры Пепеляева. Она становится ясной в своем классовом существе этого типичнейшего представителя тепличной и хищнической, нахальной русской бур жуазии, не имевшей крепких, органиче ских корней в прошлом, из отдельных фраз. — „Был в тюрьме, в камере больше виков, у учредиловцев. И те и другие производят жалкое впечатление. Какая-то рвань. — „Заря“ (Омская газета) ведет кам панию, углубляя вопрос о расстрелах... Либеральные зайцы тоже лепечут о бес судных расстрелах“. Суд над Волковым, Красильниковым и Катанаевым, арестовавшими Директорию. — „Жардецкий произнес несуразную речь... Вообще, с судом перемудрили. Бы- ло-бы лучше, если-бы его совсем не бы ло“. Комментарии излишни!.. Н аучны й отдел слаб. Л ит е р ат у р а , искусст во и жизнь. (А разве литература не искусство?) Отдел составлен случайно, без плана. Есть отдельные хорошие заметки. Ярко, подлинно по журнальному написана статья Д. В. об Островском. Видно знание дела, имеется у автора и собственная, здоровая точка зрения на литературное наследство „творца русской бытовой комедии“. Правильный взгляд высказан этим же автором и на новую книгу Гольдберга, Вяткина. Но вот зачем было помещать болтов ню С. Бигоса на тему „О свободе твор чества“, это совершенно непонятно. Не всякое нападение на эстетов полезно,— оно вредно, когда делается с темперамен том и уменьем Крыловского медведя, взявшегося охранять „пустынника“. „Творчество-политично“- „Нужно (ху дожнику) научиться быть политиком, аги татором и пропагандистом Этого требует время“. Т. Бигос, время давно требует, чтобы берущийся писать об искусстве прочитал внимательно хотя бы одного Г. Плеханова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2