Сибирские огни, 1923, № 1 — 2

Дальше идут прилизанные и интелли- гентски-романтические писания о поры­ вах, томлениях и скорби. Это—„Гряду­ щее“ (№1) Шульгина и „Страничка“ (№ 2) М—ии. — „Стоял теплый осений вечер“. „Див­ ные песни соловьев“. „Мягкое, нежное ли­ цо“. „Лицо его было бледно0, страдаль­ ческое, руки бессильно висели". < Ш уль­ ги н ). — „Слушала его—притихшая и взволно­ ванная“... „Чудесный радостный смысл“... Как пленительная поэма о близком прош­ лом и пленительном настоящем“. „Все бы­ ло необычайно, чудесно и радостно“. Не­ передаваемо радостный смысл о глубоком величии этой общей скорби и о ее соб ственной светлой грусти“. (М—мя). Оба рассказа написаны не словами, а сплошь-подобными, истертыми пятаками в „бесконечной игре - орлянке“ писавших до них писателей. Ни единой цепки за жизнь, за вещь, которую бы увидали они сами, собственными глазами, словно мир давно умер и уже „не вращается“... ■ Недурно написан рассказ „Жужелица“ (N 2 4) С. Добросмысловым, но его „патри­ отическое" содержание даже больше, чем надо, давно уже исчерпано бесконечными баталистами, зарабатывавшими на теме „Германская война“ свою копейку. Лучше других два рассказа И. У.— „Плесы“ и Кустарники“. Здесь уже чуть чуть начинает пахну] ь подлинной жизнью, есть отзвуки современной социальной борьбы в переломлении ее в деревен­ ском быту, но, к сожалению, у автора совершенное отсутствие художественного замысла,—он покорно идет за „случаями“ жизни, не выделяя и не нащупывая их сердцевины. Боже избави нас от советов полити­ ческой тенденции, нет,—необходимо идти за жизнью, но выбирать из нее не слу­ чайное, а органическое,—героев нетопить, а вводить их в гущу жизни и смотреть, какое они найдут разрешение, где они обретут победу над социальным хаосом. Ми н у е м „Политико - экономический отдел“, сплошь состоящий из оффициаль- ных, газетных статей. Несравненно интереснее отдел „Бы­ лое". Здесь недурна статья Добровольца „О крымской кампании“' Написана она живо, правдиво, материал подобран лю­ бопытный. Содержание ее совпадает с фабулой романтической эпопеи Ал. Ма- лышк^на „Падение Дайра“, помещенной в № 1 Альманаха „Круг“. Безусловно любопытна и статья Рож­ дественского „К вопросу о пребывании В. Г. Короленко в Сибири, где рассказы­ вается о заключениях покойного писателя в тисках административного произвола. Только зачем было печатать ее таким мелким шрифтом? И уже подлинную, историческую цен­ ность представляет из себя „Дневник Пе­ пеляева“. Помимо того, что здесь пред нами четко встает фигура последнего премьер- министра Колчака, дневник даст многочи­ сленные нити к верному пониманию „по­ зиции” кадетской партии в истории Си­ бирской контр-революции. Нужно ли говорить, каков характер самой фигуры Пепеляева. Она становится ясной в своем классовом существе этого типичнейшего представителя тепличной и хищнической, нахальной русской бур­ жуазии, не имевшей крепких, органиче­ ских корней в прошлом, из отдельных фраз. — „Был в тюрьме, в камере больше­ виков, у учредиловцев. И те и другие производят жалкое впечатление. Какая-то рвань. — „Заря“ (Омская газета) ведет кам­ панию, углубляя вопрос о расстрелах... Либеральные зайцы тоже лепечут о бес­ судных расстрелах“. Суд над Волковым, Красильниковым и Катанаевым, арестовавшими Директорию. — „Жардецкий произнес несуразную речь... Вообще, с судом перемудрили. Бы- ло-бы лучше, если-бы его совсем не бы­ ло“. Комментарии излишни!.. Н аучны й отдел слаб. Л ит е р ат у р а , искусст во и жизнь. (А разве литература не искусство?) Отдел составлен случайно, без плана. Есть отдельные хорошие заметки. Ярко, подлинно по журнальному написана статья Д. В. об Островском. Видно знание дела, имеется у автора и собственная, здоровая точка зрения на литературное наследство „творца русской бытовой комедии“. Правильный взгляд высказан этим же автором и на новую книгу Гольдберга, Вяткина. Но вот зачем было помещать болтов­ ню С. Бигоса на тему „О свободе твор­ чества“, это совершенно непонятно. Не всякое нападение на эстетов полезно,— оно вредно, когда делается с темперамен­ том и уменьем Крыловского медведя, взявшегося охранять „пустынника“. „Творчество-политично“- „Нужно (ху­ дожнику) научиться быть политиком, аги­ татором и пропагандистом Этого требует время“. Т. Бигос, время давно требует, чтобы берущийся писать об искусстве прочитал внимательно хотя бы одного Г. Плеханова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2