Сибирские огни, 1923, № 1 — 2

Закон тайги столкнулся с законом бес­ форменного чудища - государства,—Эх, Бигалтар,—говорят мужики,—пошто ты из тайги своей сюда полез. Кто-бы там те­ бя ловил. А теперь майся. В другом характерном для Ис. Гольд­ берга рассказе, „Находка Тыркуна с Лисьего хребта" тунгус и русский проти- воставлены с еще больше четкостью. Только не договорил автор: „благород­ ство" Тырнула большей всего от того, что он не понимает „толка" в золоте. Я что было-бы, если вместо золота речь шла о водке? В этом, как я отметил вначале, извест­ ная схематичность, даже тенденциозность автора Менее значительны рассказы: „Там где сердцу спокойно", „Женщина“, „Жало­ ванный халат", „Мосейка низовой". Зато прекрасны своей лирической си­ лой: „Неудача" и „Шаман Хабибурца". В „Неудаче" просто повествуется о фельдшере Семене Николаевиче, к которо­ му, проездом в дальнюю деревню Качу, заехала молоденькая учительница—„совсем куренок". „Была грязь, сопливые ребята, грязные бабы и пьяные мужики, которым он да­ вал касторку „белый иод", да порошки... Я эта девушка толковала о другом. Она говорила о большой пользе, которую он, наверное, приносит своими знаниями, о том, что сознание этой пользы должно наполнять его радостью, что ему кто-то скажет спасибо сердечное- Вообще тол­ ковала о чем то несуразном.“ Никуда из волости фельдшер не выез­ жал: „Без меня обойдутся... Да и не бог я... Не помрут чай". Я случилась скарла­ тина в Каче. к общему изумлению, хоть волость сибирская больше русской губер­ нии. Семен Николаевич „сразу-же по по­ лучении бумажки" выехал на эпидемию... Потом, возвратившись, целый день пи­ сал письмо. И был ответ. „Уважаемый Семен Николаевич. Не обижайтесь Вы. Я знаю, что Вы мне на­ писали от всей души. Знаю, что Вы че­ ловек душевный. Только напрасно Вы мне написали Ваше письмо: есть у меня ужених в России, которого люблю“. „К вечеру Семен Николаевич созвал у вдовы Пашихи вечерку. Визжала гармо­ ника, грохотал пол под крепкими ногами пляшущих“... „Мечты" кончились. Посвященный Вл. Короленко рассказ „Шаман Хабибурца“ написан в каком-то особенно увлекательном ритме. „Тайга любит тишину. И хранит ее за­ поведно. Я зимою неомраченная ничем тишина, Тайга любит сон. Вместе с тайгою и зиму, и тишину, и сон любит Хабибурца“. Бесчисленные духи окружают Хабибур- цу. Он властвует над ними, заставляет служить себе. Но слишком много их. По тайге, по логам, и падям слышит Хаби­ бурца враждебные шопоты и вопли вы­ шедших из повиновения сил. Не может помочь Хабибурце ни соседний шаман Кавдельги, ни даже „русский шаман“, со­ гласившийся отслужить для Хабибурцы молебен. И все более отдаваясь безу­ мию, Хабибурца сам внушает своей вер­ ной жене Тукалле, за которую он отдал десять оленей и два ведра водки, страш­ ную мысль застрелить его... Я по тайге несется— „Хабибурца.. Ха-би-бур-ца-аи Радостные и шумливые крики победив­ ших духов“... О последнем рассказе „Человек с ру­ жьем“, единственном рассказе револю- цивнной эпохи, первоначально напеча­ танном в Иркутском сборнике „Отзвуки“, в „Сиб. Огнях“ уже был дан отзыв (см. №1 стр. J69). Большим достоинством всех рассказов Ис. Гольдберга является его слог, ясный, сжатый, порой музыкальный. Этнографи­ ческие подробности и язык всегда вер­ ны. Нигде нет утрировки, всех этих „ин-ладно“ и „ей-бо“, которые так уро­ дуют интеллигентские писания о „народе". Издана книга просто и художественно. В. Итин. Душа Сибири. Ё£на Грекова. По­ вести и рассказы. ,Том III, Петроград. 1923 г.ТипографияКульт-Просветаотдела Петрогубпросвета. Нас заинтересовало заглавие книги. Думалось, что если автор решился его поставить на своей книге то, вероятно, в книге есть и зарницы творческих усилий к тому, чтобы раскрыть содержание этих больших слов. Но оказывается, был и те­ перь есть еще целый ряд пишущих; у которых совершенно нет чувства слова, чувства жизни. На книги липким, приторным слоем ле­ жит налет поразительной пустоты,институт- ски-сентиментального восприятия жизни. „Вместе с девочкой они ухаживают за розами, которые цветут на дорогой для них могиле“, так кончается первый рас­ сказ в книге. И автор в каждой строке, в каждом рассказе занимается этим теплич­ ным ухаживанием замогильными розами. Содержание книги? У ней нет содержа­ ния, если не считать за содержание по- 16. .Сибирские Огни“ 1—2.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2