Сибирские огни, 1923, № 1 — 2
Критка ибиблиографии Ис. Гольдберг. Закон Тайги. Иркутск, 1923 г. Склад издания—Иркутское от деление Сибгосиздата. Издание не ука зано. 171 стр. Закон тайги—закон джунглей, закон белого дикаря. Значит—Джек Лондон ко лониальные рассказы, невероятные удачи? Нет, каторжная Сибирь не Клондайк и ссыльный еврей „Мосейка низовой“ не радостный победитель—„5ип1апбег“. Поэтому—другой вывод из сопоставле ния пришельцев и туземцев. Главные ге рои рассказов Исаака Гольдберга: тунгуз, всегда простодушный, честный, прямой и челдон-жадный, приступный, хитрый. Если они сталкиваются один на один, побеж дает тунгуз. И еще: интеллигент, деревен ский фельдшер, запойный пьяница, мер завец и мечтатель... И все же на этой несложной канве на рисованы чудесные картины. Автор—под линный художник. Его описания, как явь. Его действие молниеносно, а кажется для щимся, словно представление о четвер том измерении. „Закон Тайги“, поэтому, является самым значительным событием в беллетристике о Сибири, появившейся в текущем году, если не считать переизда ния романа Омулевского „Шаг за ша гом“, (Госиздат 1923 г.), имеющего значи тельное историческое значение, но, с ху дожественной стороны, настолько топор ного, что, отбросив кое-где словечки местного лексикона, можно с чистой со вестью спутать Камчатку с Чухломой. Лучшие из десяти рассказов Ис. Гольд берга, расположенных очевидно в хроно логическом порядке,— .Неудача“. „Шаман Хабирурца“ и „Человек с ружьем“, поме щены в конце книги.*3 Наиболее-же преднамеренным и ложным кажется пер вый рассказ—„Братья Верхотуровы“. Сюжет рассказа очень несложен. Три брата Верхотуровы, сибирские кре- стьяне-„промышленники“ плывут с добы чей по Лене. Вдруг окрик. .,— О эй! мужики! Слышьте-ка, постойте! По берегу, догоняя лодку, бежала жен щина... — Не возьмете ли, мужики... Вы, видно, дальние?“ — Чего-ж, —мотнул головой Иннокен тий—складывай багаж в наш пароход. Давай котомку“. Ночью Иннокентий насилует бабу. Она уходит; но младший Клим догоняет ее... — „Да коли-бы я согрешить захо ела, так я бы вольна была грешить.. А он насильничает... Я, может, сама бы пошла, коли приглянулся мне кто... А он--сил ком... Бесстыжий, неласковый!.. Собака!“ Ночью Клим повторяет роль Иннокен тия, только „нерешительно“.—Возникает борьба. Вмешавшийся в драку Иннокентий уби вает женщину вырванным у нее ножом. Все это ,,андреевщина, где похоть и смерть фигурируют в достаточно надоевших „чер ных масках роковых сверхчеловеческих сил“. . “ Заканчивается рассказ верным, не но вым в русской литературе, бытовым штри хом. — „Вот, Климша, уговор какой...—пых тя трубкой, сказал Степан: Ты, братиш ка, грех то на себя примай, ежели, что придется... Слышь, на себя... „Тебе опять, ежели подумать, рекрутчина предстоит... Работник ты в хозяйстве выбывающий... А Акентий—он домашний.. Он никуды не уйдет". Во втором рассказе „Закон Тайги“, от которого получил свое название весь сборник, выступает на сцену тунгуз, Би- галтар, и мир Гольдберга сразу оживает. Такой-же „Верхотуров“, работник Се мен, украл у Бигалтара пушнину. Бигал- тар догнал его и убил. — Вот—думал он—зря мужик пропал. „Какой харги сунул ему ружье в руки? Злой поди. Сердился на него и нагнал на него мысль ружьем грозиться“. В деревне мужики посадили Бигалтара „в пустую баню. И потом сказали, что увезут его в далекий русский город, где большое начальство будет судить его, где разберут должен-ли был он убить Семена или нет“.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2