Сибирские огни, 1923, № 1 — 2
основу всех позднейших достижений его. Весь свой сорокалетний труд он отдал театру потому, что „драматическая поэзия ближе к народу, чем все другие отрасли; всякие другие произведения пишутся для об разованных людей, а драмы и комедии для всего народа“ *). „Не имеющий чина из дворян“, „внук костромского протоиерея и москов ской просвирни“ Александр Островский не был оторван от .черно земной силы“, от народа. Он чуял почву под ногами. Оттого знал, что надо русскому театру „для всего народа“. В тех же Записках об устройстве национального театра в Москве, он пишет: „Русские авторы желают пробовать свои силы перед свежей публикой, у которой нервы не очень податливы, для которой требуется сильный драматизм, круп ный комизм, горячие, искренние чувства, живые и сильные характе ры“. На суд этой свежей публики он и отдал беспристрастно и прав диво написанную драму о тяжбе отцов и детей. Тайное зрение, не да ющее солгать, показало ему, что сильных характеров нет во взятом им поле зрения. Живые ростки их есть, но они слабы и скоро гибнут в атмосфере, при изображении которой Островский должен был „мень ше всего остановиться на любви, на страсти и сделать центральной и фатальной фигурой свекровь“ и изобразить „жизнь в ее окоченелости или параличе . Такими словами выражает свое недовольство авто ром знатный чужестранец, на досуге посетивший Замоскворечье Остров ского, Ю. Айхенвальд в своих „Силуэтах русских писателей". Но на то он и знатный чужестранец, критик олимпиец, чтобы не знать подлинной драмы многолетней русской действительности, умерщвляющего душу человеческую затхлого, застоявшегося быта,—знал ее критик Добролю бов, давший писаньям Островского верное определение: „Луч света в темном царстве“.Оттого, что Островский, автор, тщательно прятал себя в своих творениях о нем много, крикливо и разнообразно вопили кри тики и публицисты. Искали лик автора, чтобы пришлепнуть к нему один из казенных для всех писателей оптом заготовленных ярлыков. „Островский наш“—вопили славянофилы. И возводили Любима Тор- цова в идеал русского гражданина. „Пьяница идеал? Клевета на Рос сию!“—кричали западники. „Островский—говорит Добролюбов—и сде лался жервой полемики между ними, взявши в угоду той и другой (партии) несколько неправильных аккордов и тем еще больше сбивши их с толку“. Неправильные аккорды Островского искуплены. По сви детельству того-же Добролюбова „натяжек чрезвычайно мало у Ост ровского: чувство художественной правды всегда спасало его“. Бес спорно, жуткие образы хозяев жизни Диких, Кабаних, Коршуновых порука тому, что лампадное масло славянофильства Островский не мог считать панацеей от общественных зол. Не мог он стать близким и западникам. При всех их благородных идеалах и искреннем желании помочь России, они слишком оторваны были от почвы. Между ними и народом черным заклятием легло барское прош лое их большинства. И. И. Смирнов по этому поводу в своей статье об Островском вспоминает, как „сто прапорщиков пришли умирать за народ на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года и с ужасом и болью увидели, что с ними нет народа". Вспоминает и тоску „заго *) А. Н. Островский „Записки об устройстве русского национального театра в Москве".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2