Сибирские огни, 1923, № 1 — 2
житель суда Совестного скромно отошел за своих героев. Не мешал суду ни поучениями, ни добавлениями, ни пояснениями. Мудрый автор пьес для |Молодого русского театра выполнил положенье свое, выд винутое им в „Записке о театральных школах“: „Чтобы зритель остал ся удовлетворенным, нужно, чтоб была перед ним не пьеса, а жизнь, чтобы он забыл, что он в театре“. Д для достижения глубокого захвата зрителя миром, изображае мым на сцене, как миром действительным, необходимо дать зрителю возможностьзабыть автора.И сумев такустранить себя,Островский создал яркую картину жизни, выродившейся в существование, жизни, в кото рой обезценен дар протестующей, разрушающей и созидающей чело веческой мысли. Но с изуверством хранится вера в ценность мертво го, отжившего. В ценность коросты дедовских житейских правил, тем ных верований, жестокого для женщин и детей семейного уклада. Коросты, окостеневшей на людях этой мертвой жизни. Сумел дать та- эту жуткую картину с небывалой до него правдивостью Островский. Бытописатель не по ярлыку, критикой на него наклеенному, а мило стью своего таланта. Русская критика в большинстве всегда квалифи цировала бытописательство, как одну из нижних ступенек литературы. Не делала разграничения между бытописателем и бытоописателем, А между тем талантливое бытописание—высшая форма литературного творче ства. И в совершенстве ею владели в русской литературе только Ан- тон Чехов и Лев Толстой, где последний не поучал и не прибавлял своих авторских суждений. Пресную точность изображения, рабское ее фотографирование—пред'являемое обычно бытописателю обвинение. Но пред>являть его нужно только бытоописателю, рабу своей поверх ностной зоркости. Подлинный бытописатель, милостью таланта возве денный в этот сан, обладает не только ’внешней зоркостью, а остро той тайного духовного зрения. Это тайное зрение дает ему возмож ность выделить из слепящего какофонией красок полотна жизни сгус ток типичнейших ее черт, бросив мелочь подсобных—на заработок фотографу, бытоописателю. Это тайное зрение находит в социальном теле народа основные недостатки и угрожающие здоровью его в дан ный период язвы. И отметая болячки и ссадины случайные и скоро заживающие, бытописатель указывает властным перстом требующие немедленного лечения. Он пред'являет читателю не свои рассуждения, а живую убедительность действий, желаний, поступков героев своего произведения, созданный ими быт; прекрасное и отвратительное в нем строго правдиво. Смотри и виждь! Милостью таланта бытописатель верит своему тайному зрению. Он никогда не сгустит черных теней зла, не преуве личит мощь крыльев добра. И оттого, что он никогда не встанет не нужным для ярко нарисованного им мира толмачей в поле зрения чи тателя, он один может дать читателю момент полного художественно го удовлетворения: уверенность в правде им написанного. Удовлетво рение полного постижения им написанного. Бытописатель всегда во взя той им для изображения эпохе находит класс, группу, наиболее полно вырожа- ющую социальное острие эпохи— действие отрицательное или положительное— этого острия на народ. Найдет быт наиболее отстоявшийся и даст кар тину этого быта с предельной силой изобразительности. И только по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2