Сибирские огни, 1923, № 1 — 2
старых, уже иссохших растений. Они прут из земли, из-под почвенных и основных слоев ее. Наиболее искусственно из этих четырех пишет Я. Родионов-Та расов. Действительная и огромная заслуга автора в том, что он выд вигает перед нами с необходимой серьезностью и смелостью один из самых острых вопросов современности,—ставит проблему о границах и пределах жертвенности чужой личностью, о праве коллектива на жизнь человека во имя целей общества, делает попытку зарисовки без граничного героизма человека, небывалой отреченное™ не только от индивидуализма, но и от индивидуальности. Председатель чека, Зудин, герой его повести,—если бы предположить, что он ему удался впол не,—является героем еще невиданным в истории: впервые не во имя мистических, религиозных целей, а во имя реальнейших человек ве дет себя на костер инквизиции, вершит над собой своеобразное ком мунистическое хара-кири... Сюжет скомпанован автором реально, он в высшей степени бли зок современному человеку. Председатель чека, Зудин приговорен к смертной казни судей ской партийной тройкой, несмотря на то, что признано, что он не вино вен. Он не брал взяток, как его обвиняют, он не поддался фактически и соблазнам балерины Вальц, нет, его казнят лишь потому, что толпа обывателей убеждена, что он виноват, и чтобы сохранить репутацию партии, репутацию ее великих целей— честнейшего и старого комму ниста казнят. Мы анализируем только конец этой повести, где происходит раз ряд, развязка наростающей в повести драмы и ее подчеркиваем, по тому что это в конце концов имеет решающее значение для повести, как для цельного художественного произведения. Повесть читается с захватывающим и наростающим все время интересом. Начало дано великолепно. Реально, ясно, верно. Читатель 4 верит картинам и образам,—и этой безличной, бесхарактерной изящ ной балерины Вальц, характернейшей в своей бескостной, женствен но-пустой сущности и героизму председателя чека, Зудина; вы не сом неваетесь и в правде образа простой и житейски-понятной жены Зу дина—Лизы. Ценен и верен образ Загорецкого партии—Шустрого,кото рый является антитезой Зудина, усиливающей его героическую личность. И действие повести до самого момента развязки идет естествен но, просто и захватывающе. Но в разрешении фокуса повести автор срывается и губит всю повесть. Начиная с момента суда, автор становится жертвой лживой и не жизненной идеи, жертвой ложноклассического замысла. Он сумел на рисовать героическую фигуру Зудина и его героизм первых страниц художественно оживить наличностью простых человеческйх черт, уча стием к балерине Вальц, снисходительным отношением к поступку жены, взявшей у Вальц для детей шеколад, моментами сомнения, жаждой глубокой женской ласки, всеми простыми, присущими есте ственно человеческому существу чертами. Пред нами естественно вырисовывалась хорошая, стойкая и креп кая личность, стремящаяся действительно осуществить собой тип но вого человека.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2