Сибирские огни, 1923, № 1 — 2
Это ни в какой мере не является с нашей стороны зазывом к рабской копировке действительности и к тому, чтобы художник, бро сив свое собственное нутро, воспел „елеонты, елефанты“—и беско нечных „кузнецов, ползущих по злакам“ широких полей. Мы хотим лишь от художника, чтобы он свою кровь сумел зажечь от подлин ных зарниц, чтобы эта кровь была освещена и разбужена солнцем, а не лампадами литературных особняков. В этом отношении, в противоположность Малышкину, можно, как раз указать на двух писателей, это—на Вс. Иванова с его рома ном „Голубые пески“*) и на Н. Никитина**) с его „Рвотным фортом“ которые, казалось-бы, не изменяют жизни, видят и слышат ее краски, звуки, запахи но какое в конечном счете убожество—импрессионисти ческая окрошка—смотрит с их многочисленных страниц. Поистине, словесники—беллетристы революции, а не ее внутрен ние свидетели и писатели,—они каждой фразе, каждому мазку своей неплохой кисти самозабвенно идолопоклонствуют, стараясь увлечь чи тателя каждой страницей, каждым словом. „Утром по росе—сено мокро, студено, и зазорно“. „Взошло нищее, дырявое облако“, „ По розовому клякс-папиру на председательском столе ежились и том- ничали, кокетничая лапками, первые весенние мухи“. Это Никитин. Тоже самое у В. Иванова: „Хлопнул себя по ляжке и тяжело спрыгнул. Мягко треща крыльями, разбе жались по двору курицы". ,.Ира вытянула руки по 'бедрам, мелко затопталась'-. ..Щелкая пальцами о пленки палисадника, пошла к реке". Дрожащий деревян ный мосток через речку: как крылом махнувший- рыхлый запах вод; сухие, на полненные гнетущим дневным жаром ветви тополей. Три мужика с фонарем, под штанники у них спадывали, фонарь качался без конца“ и т. д. И эта наивная провинциально-ученическая (именно, ученическая, а не самостоятельная) пропись, словесная, картиночная кропулезность убивают почти все живые страницы двух талантливых писателей. И комиссар Запус, которого В. Иванов стремится нарисовать широкой натурой, он не несет собой ничего, ибо писатель его загрузил мел кими поступками, завертел его среди мелочей, растворил даже не в быте, а поверхности бытовых черточек. То же самое вышло с Ругаем и особенно Пушковым у Никитина. Если прежние писатели претят нам теперь тем, что они без конца „углубленно“ копались в душев- оых переживаниях героев, нанизывая их без конца, то не меньше стталкивает и эта утомительная манера рисовать вещи, толчею людей нреди вещей. У писателей нет ясной цели, к которой-бы они могли устремить динамическую мощь изображения. И Запус и герой Никитина Пуш ков живут на страницах этих писателей так, как-будто им всегда не чего делать, и если они любят, убивают других людей, то делают это поразительно легко, механически, без единого внутреннего всплеска чувств. Палагали это, Ира, Фиоза, Олимпиада, им все равно, лишь бы любить, и любят они не ради „тяжелого подвига одноженства“, по слову Пильняка, а так просто, от нечего делать, случайно, без инди видуальной, биологической, одушевленности, без захвата—ради минут *) Журнал „Красная Новь“. **) Госиздат. 1922 г. Москва—Петербург.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2