Сибирские огни, 1923, № 1 — 2
этом отношении, в повести можно найти ряд поразительных „перлов“ стиля; например, „оживало мертвое вещество; распластанное раньшэ для глазеющих толп“...... зацветали тысячезвездные камни“.,, „или это цветы пели, магнетически качаясь“ и т. д. Но мало этого,—форма и содержание в художественном произ ведении нераздельны,—вся повесть насквозь пронизана этой стихией и задумана в этих тонах—основном тонусе Андреевщины. Андреев всегда на события живой жизни наслаивал индивиду альный фаустовски-высохший запах философских проблем,—результат отрыва интеллигенции от широких масс, от глубин жизни, результат буржуазной эпохи, когда философия сделала стремительный скачек в сферу абстрактных положений; метафизических проблем бытия, вернее —даже не бытия, а изолированно-интеллектуального существования. Згромным талантом Андреев умел вдохнуть в них мрачную жизнь и жуткий пафос молчаливых химер, но все-таки они всегда оставались этими зловещими и символическими, искусственными фигурами, и ни когда не играли органической роли в здании живой и целесообраз ной конструкции жизни. Андреев кричал „тяжелыми словами“ „в море молчания“, он-был одинок и явил собой фигуру последнего ложно-классического актера из его театра в пьесе „Реквием“, где уже нет совершенно публики. Он ушел от широкой жизни,—жизнь ушла от него. Малышкин, как Андреев, наслаивает на события гражданской войны романтику интеллигентского мировосприятия. Правда, мировос приятия, освеженного трепетом романтика-интеллигента, который „уве ровал“ в революцию и заговорил о ней с искренним и буйным пафо сом. Он безбоязненно глянул вниз—в хаос восстаний, героизма, по бед, но увидел его через розовую дымку своих романтических очков и зарисовал только хаос. Он увидел не Ивана, Петра, не Сейфуплинского Софрона, Арта- мона Пегих или героев Либединского—в их реалистической простоте и величии, а „становье орд, и 1 ущих завоевать века“. Он постоянно перемешивает символику интеллигентской роман тики с реалистически-жизненной романтикой. Там, где он рисует „старый“ мир, там рисунок ему удается,—в его манере есть что-то родственное „изнывающим, окутывающим мир смычкам, цветам, ка чающимся магнетически, дремотным волнам“ и т. д. Но там, где он хочет открыть нам реальное лицо этого „становья орд“, там он почти беспомощен, там он мудрит. Его „символизм“ на этих страницах напоминает „чертовы каче ли“ Сологуба, „Анатему" и „Океан“ Андреева, он является как и сим волизм Андр. Белого его личным фантазмом, грезой, кабинетной вы думкой, или, как говорят в „идеалистической Одессе“—„нащупывани ем в бытии потусторонней значимости явлений“. *) Малышкин не слышит основного мотива революции, а улавли вает лишь обертоны ее, поэтому ловит явления жизни не в их имма нентной, реальной сущности, а лишь в перепевах. *) См. „Литер. Мысль“ № 1, 1922 г. Статья Аскольдова об Ан. Белом:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2