Сибирские огни, 1923, № 1 — 2
У прошлых поколений был прочный социальный уют, быт, куль тура. Это обеспечивало им спокойное существование в их семейных, индивидуальных, родовых и классовых ячейках. Социальность не яв лялась для них основным вопросом бытия; ее прмысел был для них всемогущ, вездесущ, но незрим. Эта сторона жизни была для них невидима, как созданное ими божество; капиталистический уклад жиз ни давал им спокойствие и уют, как нечто имманентное и естествен ное. Он был. для них как вода для рыбы, как воздух для животного. Буря революции всколыхнула океан до последних глубин, выбила лю дей из затаенных уголков, из домишек, особняков, дворцов, резко на рушила семейную, религиозную, культурную атмосферу. И сейчас ре шение индивидуальных проблем не допускает даже иллюзий реше ния их вне социального. Пильняк это понял, почувствовал инстинктом художника—но решил-ли он в подной мере поставленую жизнью проблему искусства? Нет. Это нужно сказать решительно. . Его повесть талантливая, лирическая летопись, живая историог рафия, записки наблюдателя острого, но совершенно не способного уложить их естественно в своем мировоззрении. Взяв на прокат мод ную философскую схему Шпенглера, он старательно нанизывает на ее дуалистическоо лезвие все картины жизни. Но художественное творчество не терпит систематики, не любит схем, оно враждебно ну мизматики, хотя-бы талантливой. Пильняк никогда не убедит читателя, что все эти обрывки, кусочки мотивов внутренне неизбежны и необ ходимы. Нужно очень искушенного читателя, чтобы понять, например, зачем нужно было начать повесть со своеобразного плаката об уот- наробразовской бане и кончить ее описанием путешествия Эдгара Смита, попавшего на северный полюс в царство беззвучного огня, абсолютного сияния, конечной земной пространственной точки. Это несомненно недурная иллюстрация ,к шпенглеровскому тези су о том, что фаустовский порыв к овладению бесконечным простран ством исчерпан, кончен, „все прочитано“, но в художественном про изведении эти калейдоскопически мелькающие иллюстрации гроша медного не стоят? Если-бы Шпенглер для того, чтобы показать существенную раз ницу между западной культурой и нарождающейся русской народной, в частности музыкой, заставил-бы самых талантливых и искусных ис полнителей сыграть, -с одной стороны, незаконченные обрывки из Моцарта, Бетховена, Вагнера, Баха и т. д., а, с другой—отрывки на родных пееё'н: „Выйдуль-я на реченьку“, „Лучинушку“, „Стоит гора высокая“, „Во субботу, в день ненастный“, отрывки из Чайковского, Мусоргского,—можете-ли вообразить какая невыносимая какофония по- лучилась-бы из этого опыта. А Пильняк, в сущности, это и проделы вает. И в конечном счете нужно очень испорченного, изощренного и фанатически настроенного слушателя, чтобы уловить в этой какофонии некое единство, культурную первооснову. У самого Пильняка в его художнической концепции очень спор на, эклетична, надумана и плохо прочувствована его основа, поэтому в конечном счете его повесть неудачна, она не захватит читателя. Это не искусство, а искусная нумизматика, внутреннее хозяйствование
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2