Сибирские огни, 1923, № 1 — 2
грязных котелках, и просят еще и еще. .Мамка ешшо просила“. Здесь инстинктивно знают, что человек имеет больше прав на жизнь, чем крыса. „Зачем крысе человека исть?“. И Пильняк видит сквозь зримый ужас российской действитель ности, как над Россией встают весна, любовь, невеселое, мутное солнце. . . . . ... Здесь сквозь тьму первобытного хаоса, почти незримо, но уже пробивается жизнь. Огромное множество людей, калейдоскопически мелькающих со бытий, все это размещено в плоскости этих двух миров умирающего Запада и в мятели и хаосе встающего Востока. При первом чтении повесть отталкивает читателя, и нужно ог ромное усилие, чтобы охватить ее как нечто единое, как цельный мотив. Внешне Пильняк и здесь остается таким-же каким он был и раньше, на заре туманной, но здоровой юности своего писательства, внешне с тем-же обликом, каким мы его зарисовали в его основных чертах в статье „Пафос современности и молодые писатели“.*). Но в данный момент нас интересует друга'я сторона. Пильняк хо чет быть непременно новатором, своей повестью он несомненно пы тается дать новый вид социального романа, где в согласии с темпом современности стремится, как можно экономнее во внешних средствах, охватить огромный фон общественного лика жизни. Бесспорно, как это уже не раз указывали, как он и сам указы вает в посвящении, он ученик Ремизова. Еще больше в своем твор честве он имеет точек соприкосновения с внешней манерой письма Андрея Белого. Эта зависимость с первого взгляда внешнего харак тера,—казалось бы—что сходство его выражается лишь в темпе вос приятия жизни, в бессвязном нанизывании образов. Кажется, что качественно мировосприятие у Пильняка совершенно иное, фокус художественного луча направлен в противоположную сторону. Он весь—устремеление к социальному, Андрей Белый киндивидуаль- ному, к нащупыванию „потусторонней значимости бытия“. Внешне это бесспорно так, и его повесть встает пред нами, как конкретная проблема художественного творчества. Пильняк уходит не только от старомодной манеры подробной зарисовки психологии от дельных людей, фиксации непрерывной линии их судьбы, нет внешне он идет дальше, пытается продвинуться глубже—к описанию множе ства лиц, обрывков,, событий, мелькающих картин в их социалной плоскостй. Этой манерой он стремится уловить основной тонус целой страны, нескольких стран. Автор перебрасывает действие почти без всякой связи из Лон дона на границу России и Польши, с границы в Москву, из Москвы на северный полюс, оттуда в Берлин, затем в села и города России, и снова в Лондон и на северный полюс, Пильняк ищет новой формы для охвата той стороны жизни, ко торая сейчас несомненно для основного слоя читателей является важ нейшей. *) См. книгу „Творец общесгво -искусство“ 192'! г. издат. „Сиб. огни".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2