Сибирские огни, 1923, № 1 — 2
Поэтому, путь „óT генерала германской имперской армии до угрюмого спартаковца в заплатанном пиджаке“, который проделывает один из-героев Шмидт, для Эренбурга естественен,^ „ибо те и другие преследуют дорогую (Шмидту) цель организации человечества“. „Он решил, что коммунистический интернационал вернее сможет подчи нить Европу единому плану, нежели нерешительная и уже поколеблен ная в своей мощи империя'*. Внутреннего содержания у жизни как видите нет. . „Чтобы спираль мира (шпенглеровский образ судьбы В. П.) ринулась к ново му счастью, должен быть описан круг столетий, круг крови, пота, угля, железный круг'. И дальше идет изложение, пошловатое и поверхностное, поло жений Шпенглера об искусстве, о цивилизации Европы и т. д. и т. д. Если у Шпенглера эти положения имеют большую силу и звуч ность, которые надо каждому понять, раскрыв их смысл и этим внут ренне преодолеть их, то, конечно, положения и пошловатые иллю страции Ильи Эренбурга этого преодоления не стоят. Разница между ними столь же существенная, как между исполнением произведения Пушкинского Моцарта самим автором и тем слепым стариком из трак тира, который играл на своей скрипке voi che sapete. И можно констатировать с несомненной ясностью: „Хулио Хуре- нито“ никакого отношения к искусству не имеет, ибо в нем совер шенно нет обнаружения, воплощения живой диалектики жизни. Автор не чувствует жизни, образов ее не воскрешает, ибо ни одной живой капли крови в этой книге нет. Жизнь для автора мертва. Ни радости, ни страданий, ни любви человеческой здесь нет. В вели ком смятении современности, в социальной лавине, которая обруши лась на мир из глубин трудовых классов, до сих пор бывших замуро ванными—это огненное, живое и стремительное извержение автору рисуется как мертвый круг бессмысленно вертящейся исторической машины. То, что автор утверждает, что это делается для великого буду щего, это его произведения не спасает. Искусство живо только тем, что в нем обнаружено в живых образах и картинах,*а не в голых по ложениях словесных утверждений. Эренбург писал свою книгу по заранее, в главном даже не им, сконтруированной выкройке, он заранее подчинил то, что намеревал ся рисовать, задуманной схеме, поэтому шел не за образами, не за глубиной жизни, пусть-бы даже художником создаваемой, а вел своих картонных дергунчиков за ниточки нарочитых построений. Но может быть сатира, художественный памфлет и требуют та ких уродов, может быть это новый Гоголь сумел дать нам жуткий образ современного мертвого человека? Но и этого у Эренбурга нет. Есть почти неуловимые, во всяком случае, трудно фиксируемые в понятиях, законы искусства, которые всегда требуют в конечном своем фокусе сращивания художественного образа с живой жизнью, некой живой закономерности создания этих образов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2