Сибирские огни, 1923, № 1 — 2
В постоянном согласии личного ритма с устремлениями своего класса и заключается высочайшее ощущение активности-свободы. Здесь раскрывается глубина и мудрость Пушкинского утверж дения: „Свободною думой закон боготворить Правильность этого утверждения особенно ярко обнаруживается в творчестве,—в сфере конкретной деятельности человека в области ис кусства. Непременным и плодотворным условием для художника, для его работы, является гармоническое соотношение между личным порывом и основным общественным процессом жизни. Между ясностью желан ной цели и ее бессознательностью, иначе—живой, активной устрем ленностью к этой цели. Литература современности и требует от художника этой радостной, активной, полнозвучащей подчиненности жизни, ее социально-ширя- щемуся процессу. Только тот художник, который не отрывается от жизни, от ее простых и всегда глубочайших форм, живых, образных, вечно творя щих в глубине своей новые подлинные ценности, только тот и спосо бен создать истинно-революционное и художественное произведение. Здесь только и возможно создание живых памятников революции, ее бурных устремлений, ее живой сущности и целесообразности. Отсюда —естественно—непреклонное требование жизненной, не тенденциозной правды, резкое отрицаний всякого направленства, на рочитых исканий словесных, конструктивно-интеллектуальных строек и прочих лживых аттрибутов. Если есть у художника в крови, в основе его мироощущения ак тивное понимание эпохи, тогда он сумеет воссоздать ее в живых обра зах, которые читателя сами-собой, в самом процессе восприятия их, за хлестнут революционно-освежающей стихией, если нет такого ощуще ния у художника,—тогда „тщетны мечты, бесполезны мольбы“. У публики, у потребителя, по крайней мере у того, который шум но обнаруживает себя в возрождающемся мелком, пошловатом жур нальчике типа „Запад", „Эхо“, „Рупор“ и т. д., большим успехом пользуются такие произведения, как „Хулио Хуренито“ Ильи Эренбур- га“ *). Эренбург—апостол нового течения в искусстве, пресловутого „кон структивизма“, проповедник перенесения центра тяжести искусства в область нарочитой постройки, машинизации, интеллектуального оме- ханизирования в согласии с современной шумихой, „ритмом" больших городов. Его книга безусловно знамение времени, евангелие для людей, жадно стремящихся жонглировать и скакать в согласии с этим внеш ним ритмом. Его книга читается с таким-же .захватывающим интересом', с каким публика смотрит на головоломные трюки цирковых акробатов, с таким-же волнением в крови... Дойдет или нет? Не расшибется? Что-же она представляет из себя в своей сущности? *) Хули.о Хуренито Книгоиздательство „Геликон" 1922 Москва—Берлин.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2