Сибирские огни, 1923, № 1 — 2
ИСКУССТВО и жизнь. Литература о революции и революционная литература. * И. ЭренбурГ— Б. Пильняк— А. Малышкин— Н. Никитин— Всея. Иванов— А. Родио нов-Тарасов— А. Яковлев,— Ю. Либединский— Л. Сейфуллина. Грубые и прямолинейные в своей отвлеченности умы идеалистов полагают, что в диалектически-материалистическом мировоззрении н может быть ощущения свободы воли. Между тем, бесспорно, что толь ко в нем человек реально может найти высшую и глубочайшую, на иболее полно звучащую, свободу воли. Наиболее радостную, жизненно несокрушимую и плодотворящую. Теперь окончательно разрушена жуткая власть средневековых химер над человеком. Мы зкУаем, что человек подчинен, как всегда, своей необходимости, своей судьбе, но центр тяжести данной пробле мы в том, что, обладая реальным мировоззрением, он подчиняется ос новному и действительному процессу истории. Иначе говоря, он знает и носит в себе ту цель, к которой он активно стремится. Поэтому, его понятие неизбежной цели и необходимости, это не фатум или случай, неожиданное появление карающей Немизиды, а знание своих возможностей, борьба за осуществление в желанной полноте своей личности, ее творчески-трудовых свершений. Здесь и осуществляется наиболее полная свобода воли, свобода и органичность творчества. Творчество, как желанное действие в согласии с законами дей ствительности, как актуально-радостное соучастие в общем, коллек тивном трудовом усилии подчинить космический и социальный хаос. Процесс истории влечет нас всех с необходимой суровостью по руслу классового общества в бесклассовое единство. Идеалисты сидят на льдине, бурно увлекаемой весенним разли вом революции и ориентируясь по небу или извлекая свои воззрения из своего индивидуалистического „пупа“, тщатся эту льдину повернуть против течения. Бесполезное занятие! Поэтому их ощущение свободы и творчества всегда и неизбежно кончается крахом: они, нарушив правильное движение льдины, или ударяются о скалы, о берег, или умирают от неожиданности страшно го для них зрелища грандиозного океана. Гораздо радостнее знать, куда тебя несет и, активно подчиняясь этому течению, управлять несущейся льдиной своей судьбы, направ ляя ее движение.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2