Сибирские огни, 1923, № 1 — 2

ИСКУССТВО и жизнь. Литература о революции и революционная литература. * И. ЭренбурГ— Б. Пильняк— А. Малышкин— Н. Никитин— Всея. Иванов— А. Родио­ нов-Тарасов— А. Яковлев,— Ю. Либединский— Л. Сейфуллина. Грубые и прямолинейные в своей отвлеченности умы идеалистов полагают, что в диалектически-материалистическом мировоззрении н может быть ощущения свободы воли. Между тем, бесспорно, что толь­ ко в нем человек реально может найти высшую и глубочайшую, на­ иболее полно звучащую, свободу воли. Наиболее радостную, жизненно­ несокрушимую и плодотворящую. Теперь окончательно разрушена жуткая власть средневековых химер над человеком. Мы зкУаем, что человек подчинен, как всегда, своей необходимости, своей судьбе, но центр тяжести данной пробле­ мы в том, что, обладая реальным мировоззрением, он подчиняется ос­ новному и действительному процессу истории. Иначе говоря, он знает и носит в себе ту цель, к которой он активно стремится. Поэтому, его понятие неизбежной цели и необходимости, это не фатум или случай, неожиданное появление карающей Немизиды, а знание своих возможностей, борьба за осуществление в желанной полноте своей личности, ее творчески-трудовых свершений. Здесь и осуществляется наиболее полная свобода воли, свобода и органичность творчества. Творчество, как желанное действие в согласии с законами дей­ ствительности, как актуально-радостное соучастие в общем, коллек­ тивном трудовом усилии подчинить космический и социальный хаос. Процесс истории влечет нас всех с необходимой суровостью по руслу классового общества в бесклассовое единство. Идеалисты сидят на льдине, бурно увлекаемой весенним разли­ вом революции и ориентируясь по небу или извлекая свои воззрения из своего индивидуалистического „пупа“, тщатся эту льдину повернуть против течения. Бесполезное занятие! Поэтому их ощущение свободы и творчества всегда и неизбежно кончается крахом: они, нарушив правильное движение льдины, или ударяются о скалы, о берег, или умирают от неожиданности страшно­ го для них зрелища грандиозного океана. Гораздо радостнее знать, куда тебя несет и, активно подчиняясь этому течению, управлять несущейся льдиной своей судьбы, направ­ ляя ее движение.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2